Культура устной речи

Учитель при обучении сочинению-рассуждению создает условия для формирования  следующих умений:

 понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания),

 проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания;

 продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической проблеме;      

 способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых средств;

умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации;   умение композиционно оформлять текст;

умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.

Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.

 Целесообразно познакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволит избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.

преподаватели

Данилова Ольга Станиславовна, Ющенко Ксения Александровна

Содержание программы

Раздел 1. Задания и критерии итогового собеседования

Знакомство с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования в 2021 году. Анализ критериев оценивания устного собеседования.

Раздел 2. Выразительное чтение

Признаки выразительного чтения. Интонационно правильное соответствие произнесения текста его пунктуационному оформлению. Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста. Отработка навыка выразительного чтения. Практикум по выразительному чтению.

Раздел 3. Речевые нормы

Грамматические нормы. Склонение числительных. Речевые нормы. Орфоэпические нормы.

Раздел 4. Пересказ

Способы запоминания текста: выделение ключевых слов и микротем текста. Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической точности предлагаемого материала. Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования: прямая и косвенная речь, вводные слова. Практикум по выразительному чтению и пересказу.

Раздел 5. Монолог

Функционально-смысловые типы речи.Развитие монологической речи через умение свободно воспроизводить содержание произведения или лингвистического текста.Составление  монологического высказывания (описание  фотографии). Составление монологического высказывания (повествование). Схема построения и синтаксические конструкции повествовательного текста.Составление монологического высказывания (рассуждение). Схема построения текста-рассуждения. Синтаксические конструкции рассуждения.Практикум по выразительному чтению, пересказу и монологическому высказыванию.

Раздел 6. Диалог

Знакомство с речевым этикетом. Составление диалога и отработка умения вести диалог.

Раздел 7. Тренировочное итоговое собеседование

Цели программы

1.  Выразительно читать текст вслух,

2.   Пересказывать текст с привлечением дополнительной информации,

3.   Умение создавать монологические высказывания на разные темы,

4.   Принимать участие в диалоге.

Результат программы

Раздел 1. Задания и критерии итогового собеседования

Знакомство с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования в 2021 году. Анализ критериев оценивания устного собеседования.

Раздел 2. Выразительное чтение

Признаки выразительного чтения. Интонационно правильное соответствие произнесения текста его пунктуационному оформлению. Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста. Отработка навыка выразительного чтения. Практикум по выразительному чтению.

Раздел 3. Речевые нормы

Грамматические нормы. Склонение числительных. Речевые нормы. Орфоэпические нормы.

Раздел 4. Пересказ

Способы запоминания текста: выделение ключевых слов и микротем текста. Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической точности предлагаемого материала. Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования: прямая и косвенная речь, вводные слова. Практикум по выразительному чтению и пересказу.

Раздел 5. Монолог

Функционально-смысловые типы речи.Развитие монологической речи через умение свободно воспроизводить содержание произведения или лингвистического текста.Составление  монологического высказывания (описание  фотографии). Составление монологического высказывания (повествование). Схема построения и синтаксические конструкции повествовательного текста.Составление монологического высказывания (рассуждение). Схема построения текста-рассуждения. Синтаксические конструкции рассуждения.Практикум по выразительному чтению, пересказу и монологическому высказыванию.

Раздел 6. Диалог

Знакомство с речевым этикетом. Составление диалога и отработка умения вести диалог.

Раздел 7. Тренировочное итоговое собеседование

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

1.Основной государственный экзамен. Итоговое собеседование Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения итогового собеседования авт.сост.: И.П. Цыбулько М.: ООО «Издательство «Национальное образование»

2. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2010.

3. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru. В том числе образцы контрольно-измерительных материалов для раздела «Говорение» в ГИА по русскому языку. – М., 2018. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory

4.Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. – М.: Флинта, 2002. – 197с.

5.Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. – Улан-Удэ, 1974. – 257с.

6.Соловьева Н. М. Выразительное чтение в 4-8 кл. – М.: Просвещение, 1983. – 111с.

7.Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 143с.

8. Рабочее место учителя, интернет.