«ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

    Общеразвивающая программа дополнительного образования  «ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БЕЗОПАСНОМУ УЧАСТИЮ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА» составлена на основе программы Н.Ф. Виноградовой «Я - пешеход и пассажир», а так же Программы правил дорожного движения для общеобразовательных школ и внешкольных учреждений I – IV классов. Методических рекомендаций по обучению школьников правилам безопасности движения.

     Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей во всех странах мира. Не сектрет, что многие обучающиеся не обладают навыками поведения  в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения. 

 Учителя, классные руководители на занятиях расскажут ребятам о микрорайоне, в котором находится школа, о ближайших остановках общественного транспорта. Наиболее опасных местах. Разберут конкретные маршруты движения, которыми часто пользуются ваши дети. Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п.  Разберут примеры дорожно-транспортных происшествий с обучающимися (ПО материалам местной Госавтоинспекции) и обсудят поведение детей, нарушающих правила дорожного движения. Узнают о порядке движения группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу, в колонне. Это только самая малая часть тем нашей Программы.  

         

преподаватели

1А класс - Марина Юрьевна Мартыненко

1Б класс - Наталья Анатольевна Белослудцева

1В класс -  Елена Валерьевна Белошапка

1Г класс -  Ольга Владимировна Виноградова

1Д класс -Елена Викторовна Краснова

2А класс -  Светлана Петровна Андросова

2Б класс - Елена Валерьевна Барковская

2В класс -  Нина Викторовна Михайлова

2Г класс - Ефименко Татьяна Ивановна

2Д класс - Олеся Григорьевна Кирьянова

3А класс - Людмила Сергеевна Емельянова

3Б класс  - Наталья Николаевна Година

3В класс - Светлана Альбертовна Обухова

3Г класс -Людмила Николаевна Теплякова

4А класс -Нина Викторовна Михайлова

4Б класс -  Елена Даниловна Сотникова

4В класс -  Анна Анатольевна Рыбалко

4Г класс -  Наталья Анатольевна Чупрова

4Д класс - Гривцова Юлия Анатольевна

-общественные автоинспектора,

-сотрудники автоинспекции,

-водители транспорта.

Расписание

Занятия будут проходить по установленному вашими классными руководителями расписанию

Содержание программы

Тематические планы по Правилам дорожного движения
1 класс

1. Рассказ учителя о достопримечательностях города, в котором живут дети. Рассказ о дорогах и улицах города, которые пересекают населенный пункт (город, село). Название улиц, площадей и т.д. Понятия: что такое улица? Дорога? Постепенное подведение детей к мысли, что для перехода дорог существуют свои Правила. Обязанность каждого ребенка – учиться быть пешеходом и выполнять законы, которые диктует дорожная безопасность.

2.Твой путь в школу и из школы. Опасные участки перехода проезжей части. Составление безопасного маршрута. Экскурсия первоклассников к дороге, определение опасных участков, прилегающих  к школе.

3. Пешеходы, пассажиры, водители – участники дорожного движения. Обязанности пешеходов, пассажиров.

4. Дорожные ловушки – выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта; выход из-за препятствий – кустарников, деревьев, афишных тумб, торговых киосков; остановка посередине проезжей части; отвлечение внимания. Раскрыть понятия «закрытый обзор», «зона видимости».

5. История появления светофоров. Транспортные и пешеходные светофоры, их различие и назначение. Расположение сигналов светофора. Значение сигналов светофора, смена сигналов. Значение мигающего зелёного сигнала, одновременно включенных красного и жёлтого сигналов.

6. Элементы дороги – проезжая часть, тротуар, обочина, кювет. Их расположение на дороге. Назначение каждого элемента.

7. Правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением. Разбор конкретных ситуаций.

8. История  правостороннего движения в России. Почему в нашей стране принято правостороннее движение. Правила движения пешеходов по тротуарам. Правила движения пешеходов по обочинам.

9. Место установки знака «Пешеходный переход». Всегда ли безопасен пешеходный переход для пешехода? Действия пешеходов  по обеспечению своей безопасности и безопасности других участников движения.

10. Для чего нужны дорожные знаки. Какие знаки знают дети? Знаки для пешеходов («Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено»), о чём они говорят, места их установки. Различие дорожных знаков: знака особых предписаний  «Пешеходный переход» и предупреждающего «Пешеходный переход».

11.Проезжая часть и тротуар – не место для игр. Опасности, возникающие при игре в хоккей, футбол, догонялки в этих местах (использование слайдов «опасно-безопасно»). Опасности катания на лыжах, санках с горок, спуск с которых выходит на проезжую часть. Заигравшись, дети выбегают, выезжают неожиданно на дорогу, не замечают приближающийся транспорт. Умение находить безопасные места для игр.

12. Виды общественного транспорта. Понятие «пассажиры». Обозначение мест ожидания общественного транспорта. Правила поведения в транспорте.

2 класс

1.Когда и где появились первые Правила дорожного движения. ПДД в Российской Федерации.

2.Понятие ДТП. Почему происходят дорожно-транспортные происшествия? Примеры ДТП с участие детей. Статистика ДТП по региону, городу, району.

3. Для чего нужна ГИБДД. Особенности работы сотрудника дорожно-патрульной службы.

4. Понятие «транспортные средства». Для чего они необходимы. Виды транспортных средств (водные, воздушные, наземные). Наземные: рельсовые и безрельсовые. Автобус, троллейбус, трамвай, метро, маршрутное такси, поезд, различные виды легкового и грузового транспорта. В чем опасность движущихся транспортных средств. Основные меры безопасности, которые необходимо соблюдать при использовании различных видов транспорта. Специальное удерживающие устройство для детей, ремень безопасности. Их применение.

5. Правила поведения при ожидании общественного транспорта, при посадке и выходе из него. Правила при посадке, проезде выхода из личного легкового транспорта.

6. Отличие дорожной среды от другой окружающей среды. Элементы дороги (повторение за 1 класс). Дорожная разметка, ее назначение в дорожном движении. «Лежачий полицейский» - его значение. Пешеходы, пассажиры, водители – участники дорожного движения. Уважение их друг другу – одно из главных условий безопасности на дороге.

7. Виды пешеходных переходов: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», их значение и места установки. Какой из пешеходных переходов самый безопасный. Правила поведения пешеходов на пешеходном переходе.

8. Какой пешеходный переход называют регулируемым? Всегда ли он является безопасным местом при переходе проезжей части? Дорожные ловушки на регулируемом переходе.

9. Какой пешеходный переход называют нерегулируемым? Правила перехода нерегулируемого перехода.

10. Как безопасно перейти проезжую часть, если рядом нет пешеходного перехода или перекрёстка.

11. Различие транспортного и пешеходного светофоров. Сигналам какого светофора, должен подчиняться пешеход, если рядом два – транспортный и пешеходный.

12. Дорожные знаки – это условные обозначения, установленные на дорогах для ориентации участников дорожного движения. Дорожные знаки являются международным «языком улиц». Восемь групп знаков (как информация). Их отличительные особенности по цвету, форме их назначению. Устанавливаются все знаки на правой стороне дороги, лицевой стороной навстречу движению, чтобы водители и пешеходы их хорошо видели.

13. Дорожные ловушки «отвлечение внимания». Что обозначает слово «внимание». Что может отвлечь детей от перехода проезжей части (кто-то окликнул пешехода, проехал красивый автомобиль, увидел друга, уронил варежку или др. предмет, раздался звонок мобильного телефона и т.д.) Чем опасны такие ситуации? Как вести себя в таких ситуациях?

14. Контрольные задания по Правилам дорожного движения.

 3 класс

1. Какие бывают ДТП. Почему они происходят и их последствия. Статистика ДТП по региону и населённому пункту.

2.  Как предвидеть  опасные ситуации на дорогах. Выбор и составление безопасного маршрута в школу, домой, в учреждения ДОД и др. Как обходить препятствия, возникшие на пути (лужа, яма, ремонт и т.д.)? Всегда ли самый короткий путь бывает безопасным? Выбор маршрута.

3. Движение в населенном пункте при наличии тротуара пешеходы осуществляют по правой стороне. За городом и при отсутствии тротуара – по обочине, навстречу идущему транспорту. Для чего это необходимо делать. Где движение менее безопасно. Могут ли транспортные средства помешать пешеходу при движении по тротуару и обочине. Как поступить, если транспортное средство стало помехой при движении?

 4. У пешехода есть друзья – дорожные знаки и светофор, которые помогают при движении по улицам населенного пункта и при переходе проезжей части. Закрепление знаков для пешеходов: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка». Назначение и места установки дорожных знаков для пешеходов. Виды пешеходных светофоров. Пешеходный светофор с вызывной кнопкой. Правила пользования пешеходным светофором и переход дороги. 

5. Транспорт не только средство передвижения, но и источник повышенной опасности. Грузовой и пассажирский транспорт. В чем опасность движущихся транспортных средств. Интенсивное движение. Опасность стоящего транспорта. Основные сигналы, подаваемые водителем. Скорость движения и тормозной путь.

6. Автомобили «Скорой помощи», милиции, пожарной, газовой служб, службы спасения – специальные автомобили. Применение проблесковых маячков и специальных звуковых сигналов. Поведение пешеходов на дороге при приближении специальных автомобилей.

7. Виды перекрёстков: крестообразный четырёхсторонний, Х-образный четырёхсторонний, Т-образный трёхсторонний, У-образный трёхсторонний, многосторонний, площадь. Правила перехода проезжей части в зоне перекрёстков. Понятие «по линии тротуара» «зона перехода».

8. Понятие «железнодорожный переезд» Шлагбаум и автоматические барьеры, их назначение. Дорожные знаки, обозначающие переезд: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума».   Сигнализация на переезде. Особенности перехода через железнодорожный переезд.

9. Дорожный знак «Остановка автобуса или троллейбуса».  Правила поведения в зоне остановки общественного транспорта. «Ловушки» на автобусной остановке.

10. Правила поведения  в общественном транспорте.  Культура поведения и соблюдение правил безопасности во время поездки в транспорте.

11. Скейтборд, ролики, самокат – это не игрушки, транспортное средство. Безопасные места для использования их. Требования к экипировке, для чего нужна защита? Правила поведения при езде.

12. Рассказать о появлении первого велосипеда в стране. О его создателе (Артамонов). Какие бывают велосипеды: трехколесный, двухколесный, гоночный, горный, городской и т.д. Как выбрать велосипед? Какая экипировка  нужна велосипедисту? Велосипедист – водитель транспортного средства. Кто может им стать, что должен знать и уметь велосипедист перед выездом на прогулку?

13. Познакомить с новыми терминами и понятиями в дорожном движении, такими как: «сумерки», «темное время суток», «недостаточная видимость». Особенности движения в это время суток. Влияние погодных условий на безопасность движения. Меры предосторожности. Использование светоотражающих элементов в одежде.

14.Итоговый урок.

4 класс

1. Анализ причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей, происшествия по вине детей и подростков. Знание и соблюдение Правил дорожного движения – гарантия безопасности всех участников движения.

2. Содержание Кодекса об административных правонарушениях. Дополнения к Кодексу, принятые Государственной Думой 23 мая 2009 года. Ответственность пешеходов за нарушение ПДД, состав административного нарушения, взыскание.

3.Назначение светофоров с дополнительной секцией. Особенности перехода проезжей части на перекрестках  с такими светофорами. Обязанности водителя и пешехода.

4. Особенности движения автомобилей во дворе. Сигналы, по которым определяется движение автомобиля. Неожиданные маневры автомобиля, мотоцикла, их опасность для пешехода. Опасности во дворе: гараж, стоянка. Летний двор – катание на роликах и скейтбордах. Зимний двор – опасность катания на санках и коньках вблизи проезжей части, стоянок и гаражей. Знакомство со знаком «Жилая зона»  

5. Тротуар, обочина – элементы дороги, их назначение. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. Движение в группе, колонне. Особенности движения пешеходов по краю проезжей части.

6. Условия,    обеспечивающие безопасность движения на велосипеде (техническая исправность, соблюдение Правил дорожного движения). Устройство велосипеда. Особенности управления велосипедом. Экипировка велосипедиста. Правила ПДД.

7. Познакомить со знаками для велосипедистов: «Велосипедная дорожка», «Движение велосипедистам запрещено», «автомагистраль», «Пересечение с велосипедной дорогой». Раскрыть их значение.

9. Дорога, улица – это своеобразный транспортный мир, созданный человеком в процессе его развития. Для выживания в нем необходима особая транспортная культура поведения. Для защиты собственной жизни каждому пешеходу необходимо выработать у себя привычки пешеходной дисциплины. Транспортная культура поведения – часть общей культуры человека. Бережное отношение к транспортным средствам регулирования дорожного движения, общественному транспорту – признаки культурного человека.

9. Используя знания по ПДД составлять обращения к водителям, к пешеходам с призывом соблюдать ПДД по предложенным темам: «Наказ первокласснику»,  «Правила для пешеходов»,  «Если ты собрался  в путь…», «Родители – помните!», «Водители, берегите нас, мы ведь ваши дети!», «Сохрани будущее!» и т. д.  Изготовление листовок-обращений с рисунками по тематике ПДД. Вручение лучших возле школы – пешеходам, совместно с инспектором ГИБДД во время патрулирования.

10. Выявление опасных мест на территории, прилегающей к школе. Умение предвидеть опасность и избегать её. Основной принцип безопасности пешехода – видеть транспорт, движущийся по проезжей части, и быть хорошо видимым  для водителя. Погодные и атмосферные условия, ухудшающие видимость на дороге: снег, туман, дождь, метель, сумерки. Яркая одежда и светоотражающие элементы одежды и значки – хороший способ помочь водителю вовремя увидеть пешехода.

11. Итоговый урок (тесты, карточки и др. Формы на усмотрения учителя).

Цели программы

    Вооружить младших школьников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города.

Результат программы

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

• оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

• объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;

• в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;

• осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

• определять цель деятельности;

• учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

• навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД

• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД

• оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

• высказывать и обосновывать свою точку зрения;

• слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• задавать вопросы.

Особые условия проведения

Данная Программа будет полезна и доступна всем категориям обучающихся 

Материально-техническая база

 

Методическое обеспечение программы:

Методическое обеспечение включает минимально – допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения.

Ресурсное обеспечение программы;

Технические средства обучения: компьютер, принтер, интерактивная доска.

Список источников информации для учителя:

1.      Журнал «Детская энциклопедия». Азбука дороги.

2.      Журнал «Детская энциклопедия». Ребенок в городе..

3.      Газета «Добрая Дорога Детства»

4.      ОБЖ для детей. - М. «Просвещение»,1998.

5.      История транспорта. – СПб, 2002г.

6.      Открытия и изобретения. – М.: РОСМЭН,2011г.

Использованные медиаресурсы и Интернет-ресурсы

www.scientific.ru
www.phys.msu.ru
www.edios.ru

Стоимость

 бесплатно