Баскетбол (старшая группа)

Баскетбол - один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Занятия баскетболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению баскетбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, баскетбольные щиты, мяч.

Новизна программы состоит в своеобразном подходе к подготовке обучающихся. Традиционно на базовом уровне у обучающихся преимущественно развиваются их физические качества и общая физическая подготовка. Содержание данной программы построено таким образом, что большее предпочтение отдается специальной, технико-тактической и игровой подготовке баскетболиста, и сравнительно меньшее количество часов отдано на общую физическую подготовку, т.е. первостепенно баскетболист формируется большей частью как игрок, а уже потом, учитывая возраст и сенситивные периоды, развиваются его физические качества. На занятиях представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в баскетбол, развитию физических способностей. Реализация программы восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма. 

Особенностями организации деятельности  физкультурно-оздоровительной направленности являются: постепенное увеличение нагрузки в учебно-тренировочном занятии; сочетание общеразвивающих и атлетических упражнений; в подготовительной части учебно-тренировочного занятия совершенствование перемещений, сочетая способы и разновидности ходьбы и бега; в основной части чередование упражнений для ознакомления с техникой и упражнений для формирования атлетизма; поддержание эмоционального фона и интереса к занятиям за счет соревновательного и игрового методов обучения атлетическим упражнениям и техническим приемам; чередование занятий с соревнованиями по отдельным атлетическим упражнениям и техническим приемам, выполняя их на быстроту и точность. В секции, где занимаются учащиеся 15-18 лет, решаются задачи спортивно-образовательной направленности, подготовки учащихся к соревновательной деятельности. Физическое развитие направлено на развитие специальных качеств, которые обеспечивают соревновательную деятельность, а также на формирование специального атлетизма. Изучаются технико-тактические действия, необходимые для успешного участия в соревнованиях. Планируется подготовка спортивного актива, инструкторская и судейская практика. Образовательные задачи направлены на формирование знаний о способах решения двигательных задач и технико-тактических действий, о методических основах обучения и на изучение правил соревнований. 

Педагоги

Колотова Виктория Вячеславовна, педагог дополнительного образования, учитель физической культуры (стаж – 7 лет, соответствие занимаемой должности)

Расписание

Периодичность занятий: 2 занятия 1 раз в неделю

Продолжительность занятия: 40 минут

Режим занятий: четверг   17.50 – 18.30

                                      18.40 – 19.20

Содержание программы

 Введение. Техника безопасности при организации занятий.

«История Баскетбола».

История развития баскетбола. Основные правила игры в баскетбол. Основные приёмы игры. Правила техники безопасности.

«Передачи мяча.»

Передачи мяча. Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча, двумя от головы на месте и в движении без и сопротивлением защитника, (в парах, тройках, квадрате, круге) на разные расстояния.

«Остановки и перемещения».

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение).

«Броски в корзину».

Инструктаж по технике безопасности. Техника безопасности на занятиях баскетболом. Техника выполнения броска со средней дистанции и 3х очковой линии в кольцо. Терминология игры баскетбол.

«Ведения мяча.»

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости; ведение без и сопротивлением защитника ведущей и не ведущей рукой. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

«Игры и соревнования».

Игры и соревнования.

«Общая физическая подготовка».

Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, футболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (опорный прыжок, стенка, скамейка,).

«Передвижения и остановки без мяча».

Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной скоростью; в одном и в разных направлениях. Передвижение правым – левым боком.
Передвижение в стойке баскетболиста. Остановка прыжком после ускорения.
Остановка в один шаг после ускорения. Остановка в два шага после ускорения.
Повороты на месте. Повороты движении. Имитация защитных действий против игрока нападения. Имитация действий атаки против игрока защиты.

«Ведение мяча».   

Ведение с сопротивлением (пассивным) Броски мяча в движении с двух шагов с передачей и ловлей Повороты без мяча. Ловля и передача в движении со сменой мест (в два шага) Ведение с сопротивлением Броски мяча в движении с двух шагов (отдай и выйди) Ведения мяча левой-правой рукой. Ведение мяча с переводом на другую руку. Ведение мяча с высоким и низким отскоком.

«Ловля и передача мяча».

Ловля двумя руками от груди, стоя на месте. Двумя руками от груди с шагом вперед.

Двумя руками от груди в движении. Передача одной рукой от плеча. Передача одной рукой с шагом вперед. Бросок после ведения мяча. Передача одной рукой с отскоком от пола. Передача двумя руками с отскоком от пола. Передача одной рукой снизу от пола. Бросок в движении. Ловля мяча после полу отскока. Ловля высоко летящего мяча. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.

«Броски мяча».

Броски мяча одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. Двумя руками от груди баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. В прыжке одной рукой с места. Штрафной. Двумя руками снизу в движении. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. В прыжке со средней дистанции. В прыжке с дальней дистанции. Вырывание мяча. Выбивание мяча.

«Отбор мяча».

Отбор мяча при ведении. Отбор мяча на месте.

«Тактическая подготовка».

Защитные действия при опеке игрока без мяча. Защитные действия при опеке игрока с мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв. Командные действия в защите. Командные действия в нападении.

«Подвижные игры и эстафеты».

Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями. Подвижные игры с элементами баскетбола.

«Судейская практика».

Игры и соревнования. Судейская практика. Игры и соревнования. Турнир по баскетболу.

Цели программы

  Формирование знаний, расширение и закрепление арсенала двигательных умений и навыков обучающихся, достижение более высокого уровня развития двигательных способностей, приобщение к регулярным тренировкам, посредством углубленного изучения спортивной игры баскетбол.

Результат программы

В результате освоения программы дополнительного образования, учащиеся будут

знать:

1.     историю возникновения и развития игры баскетбол в стране и в мире,

2.     правила техники безопасности,

3.     оказание помощи при травмах и ушибах,

4.     названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники,

5.     типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий,

6.     упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости),

7.     контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения,

8.     основное содержание правил по баскетболу,

9.     жесты судьи по баскетболу,

10.    игровые упражнения, подвижные игры, эстафеты с элементами баскетбола.

уметь:

1.     соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма;

2.     выполнять технические приемы и тактические действия;

3.     контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятии;

4.     играть в баскетбол с соблюдением основных правил;

5.     демонстрировать жесты судьи;

6.     проводить судейство по баскетболу.

демонстрировать:

1.     ведение мяча с изменением высоты отскока мяча скорости, направления движения, в ловле и передаче мяча двумя руками от груди, одной от плеча, с отскоком от пола, на разные расстояния и точность; броски мяча в корзину с разных дистанций, с места, в прыжке, в движении с двух шагов.

Универсальными компетенциями  учащихся являются:
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей,

- доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми,

- организовывать и проводить упражнения по баскетболу во время самостоятельных занятий.

Личностные результаты:

– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;

– воспитание морально-этических и волевых качеств;

– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

– умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:

– определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;

– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере;

– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития.

Предметные результаты:

– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;

– знать о физических качествах и правилах их тестирования;

– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;

– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;

– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;

– владеть основами судейства игры в баскетбол.

Особые условия проведения

В секцию принимаются все желающие обучающиеся 15-18 лет, допущенные по состоянию здоровья врачом.

Материально-техническая база

1.      Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал МОАУ «Моготская СОШ» с баскетбольной разметкой площадки.

2.      Щиты с кольцами -2.

3.      Стойки для обводки -2.

4.      Гимнастическая стенка -1.

5.      Гимнастическая скамейка -4.

6.      Скакалки -15.

7.      Гимнастические маты -6.

8.      Мячи баскетбольные -15.

9.      Насос ручной со штуцером -1.

Стоимость

Персонифицированное финансирование