Студия "Вокал"

Для  детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому  развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Педагоги

Люлько Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования.

Содержание программы

·   Вводное занятие (2ч.)

Ознакомление  учащихся  с образовательной Программой, расписанием. Инструктаж по технике безопасности.

·   Начальная диагностика(2ч.)

Диагностика знаний, умений и навыков у учащихся.

·   Пение как вид музыкальной деятельности (4 ч.)

     Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально - исполнительской деятельности. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный).Определение диапазона и тембра голоса. Определение переходных нот.

   Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Регистровое строение голоса. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы.

      Правила гигиены и охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Нарушение правил гигиены и охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста).Разогрев и подготовка мышц, произвольное включение мышц в деятельность, отличающейся от речевой.

     Вокально-певческая установка.Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя».Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система выработки навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

      Дыхательная гимнастика. Тренировка легочной ткани, активизация диафрагмы («дыхательный мускул»), а также мышц гортани и носоглотки.Упражнения на развитие певческого дыхания. Вокальные упражнения на развитие певческого дыхания.

·     Формирование детского голоса (8 ч.)

   Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: lеgаtо и nonlеgаtо. Вокальные упражнения. Фонетический метод работы над вялостью артикуляционного аппарата. Чистота интонации. Правильное формирование звуков. Изменение силы звука. Эмоциональная окраска звука. Скороговорки. Пение на одной ноте.

Дикция и артикуляция. Речевые упражнения. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.Упражнения на развитие дикции. Правильное формирование гласных и согласных звуков. Контроль рукой подбородка и щек. Способы освобождения от зажатости.

      Распевание и вокальные упражнения. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Практика. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mfдля  избежания форсирования звука. 

 ·   Промежуточная диагностика(2 ч.)

Диагностика знаний, умений и навыков у учащихся.

·     Работа над певческим репертуаром. Прослушивание музыкальных произведений. (8 ч.)

     Народная песня. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни Знакомство с творчеством исполнителей народной песни. 

    Произведения советских композиторов. Освоение репертуара советских композиторов. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа.Прослушивание музыкальных произведений советских композиторов. 

    Произведения современных композиторов. Освоение репертуара современных композиторов. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. 

·      Развитие чувства ритма. Музыкально – игровая деятельность. (4 ч.)

Понятие ритмического рисунка. Ритмические группы в простых размерах. Игра на музыкальных инструментах (бубен, деревянные ложки, трещотки, металлический треугольник и т.д.). Разучивание движений, создание игровых моментов для образа песни.

 ·    Итоговые занятия

Подготовка к отчётному концерту. Отчётный концерт. (2 ч.)

Цели программы

Цель - обучить пению, развить вокальные данные и певческие способности через приобщение учащихся к вокальному искусству.

Результат программы

Ожидаемые результаты Программы

По окончании реализации Программы обучающиеся

     Будут знать:

·         основные понятия о голосовом аппарате и гигиене голоса;

·         строение артикуляционного аппарата;

·         элементарные                             теоретические         певческие        навыки:       дыхание, звукообразование, дикция, звукоизвлечение;

·         динамический рисунок произведения;

·         особенности и возможности певческого голоса;

Будут уметь:

·         правильно дышать, петь «на опоре»;

·         грамотно использовать вокально - певческие навыки;

·         активно артикулировать;

·         петь легким звуком, без напряжения;

·         создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

·         работать с техническими средствами (микрофоном и т.д.).

Особые условия проведения

Набор детей в группу 1 года обучения осуществляется независимо от их способностей и умений. Перевод на следующий год обучения осуществляет педагог после успешного освоения программы текущего года обучения.

Материально-техническая база

Информационно-методическое обеспечение:

·         Обучающие схемы, таблицы аккордов;

·         Сборники авторских и эстрадных песен;

·         Подборка песенного репертуара из периодических изданий;

·         Электронные носители (диски);

·         Интернет-ресурсы:

 

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетициального зала (сцена).

3. Фортепиано, синтезатор.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Электроаппаратура.

7. Зеркало.

8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

9. Нотный материал, подборка репертуара.

10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

11. Записи выступлений, концертов.