НОУ "Основы химического анализа"

В условиях, когда рыночные отношения начинают диктовать свои правила и в сфере образования, абитуриенты вступают в конкурентные отношения между собой за право поступления в желаемое учебное заведение. Жизненной необходимостью для будущих врачей, химиков-технологов, химиков-теоретиков, биологов, биохимиков, фармакологов, экологов и других специалистов химико-биологического профиля является фундаментальная подготовка по одной из важнейших естественнонаучных дисциплин – химии. Очевидно, что есть необходимость внедрять существующие и разрабатывать новые дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы химического направления. 

преподаватели

Люлько Лариса Игоревна, педагог дополнительного образования.

Расписание

четверг 14.40-15.20

Содержание программы

Раздел 1. Введение(2 ч).

Тема 1.1. Собеседование с детьми. Вводное занятие (2 ч).

Теоретическая часть (1 ч.) Выяснение исходных представлений о предмете химии и области её применения.

Техника безопасности. Знакомство с группой. Рассказ о содержании программы первого года обучения. Правила поведения в лаборатории.

Практическая   часть    (1ч.)Техника    безопасности    в    работе   с химическими реактивами, электроприборами и нагревательными приборами.

Формы контроля: Устный опрос

Раздел 2. Предмет химии (8 ч)

Тема 2.1. Понятия: атом, молекула, элемент(2 ч)

Теоретическая часть (1 ч.) Шаростержневая модель молекулы. Вещества вокруг нас. Возникновение и развитие теоретических представлений о веществе. Стихии Аристотеля и атомистика Демокрита. Развитие атомистических представлений в трудах Р. Бойля и Дж. Дальтона. Закон постоянства состава веществ.

Практическая часть (1ч.)Знакомство с коллекцией химических веществ. Построение моделей молекул разных веществ.

Формы контроля:

Тема 2.2. Физические и химические явления (2 ч)

Теоретическая часть (1 ч.) Явления физические и химические.

Горение свечи. Изучение реакции горения.

Практическая часть(1 ч.)Плавление парафина. Изготовление свечи из парафина или мыла. Алхимия («золотой дождь» и пириты).

Тема 2.3. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей (2 ч.)

Теоретическая часть (1 ч.) Природные смеси – воздух, нефть, минералы. Изучение коллекций.

Практическая часть (1 ч.) Правила работы с весами. Взвешивание,

приготовление     смесей      металла      и      неметалла. Очистка                              веществ,

перекристаллизация.  по разделению смесей.

         Формы контроля:

Тема 2.4. Закон сохранения массы (2 ч.)

Теоретическая часть (1 ч.) Химическая реакция как отражение закона сохранения массы.

Практическая часть(1 ч.)Приготовление смеси Лемери.

Раздел 3. Химические реакции (3 ч.)

Тема 3.1. Понятие о химическом взаимодействии веществ(2 ч.)

Теоретическая часть (1 ч.) Признаки химических реакций. Наблюдение признаков химической реакции.

Практическая часть(1 ч.) Проведение опытов, наблюдение признаков химических реакций,фиксация результатов.

Формы контроля:

Тема 3.2. Принципы графического отображения реакций(1 ч.)

Теоретическая часть (1 ч.) Химические уравнения. Проведение простейших опытов, выявление и описание особенностей протекания различных реакций.

Формы контроля:

Раздел 4. Современное лабораторное оборудование(2 ч.)

Теоретическая    часть    (1    ч.)Принципы    работы  оборудования химической         лаборатории:                                   магнитные        мешалки;           весы механические лабораторные, торсионные, аналитические; вытяжной шкаф; муфельная печь

Практическая   часть (1ч.)  Использование      оборудования   для проведения лабораторных работ.   Работа            с центрифугой,микроскопом, магнитной мешалкой.

Раздел 5. Работа с газами (5 ч.)

Тема 5.1. Развитие химии. Опыты Дж. Пристли, К.-В. Шееле (1 ч.)

Теоретическая часть (1 ч.)«Лесной газ» и способы «улучшения» воздуха.

Опыты с СО2 и О2. Техника безопасности при работе с газами.

Тема 5.2. Водород, кислород, аммиак(4 ч.)

Теоретическая часть (1 ч.)Понятие чистоты газа. Гремучий газ.

Плотность газа.

Практическая часть (3 ч.)Получение водорода, кислорода и аммиака.

Измерение плотности газа.

Раздел 6. История химии. Этапы в изучении газов и растворов (4)

Теоретическая часть (1 ч.)История трансформации представлений учёных о структуре газообразных веществ и теории растворов.

Практическая часть (3 ч.) Изучение состава воздуха. Опыты Д. Резерфорда, А. Лавуазье и Г. Кавендиша. Развитие теории горения. Опровержение теории флогистона. Теории растворов С. Аррениуса и Д. И. Менделеева.

Раздел 7. Работа с растворами. Вода (9 ч.)

Тема 7.1. Понятия раствор ирастворение(2 ч.)

Теоретическая часть (1 ч.)Твёрдые, жидкие, газообразные растворы. Насыщенный раствор. Ненасыщенный раствор. Пересыщенный раствор. Растворимость.

Практическая часть(1 ч. )_Приготовление растворов изжидкого стекла «Неорганический лес – загадочный и прекрасный».

Тема 7.2. Кристаллы (2 ч.)

Теоретическая   часть    (1    ч.)Кристаллизация  из пересыщенных растворов.

Практическая   часть    (1    ч.)Выращивание   монокристаллов   из насыщенного раствора. Получаем и рисуем кристаллы разной формы.

Тема 7.3. Щёлочи и кислоты (3 ч.)

Теоретическая часть (1 ч.)Растворы щелочей и кислот. Вода в физике, химии и биологии. Природные осмотические явления.

Практическая часть(2 ч.)_Устранение жёсткости воды. Электролиты.

Диссоциация.

Тема 7.4. Соли (2 ч.)

Теоретическая часть (1 ч.)Многообразие солей. Соли вокруг нас, их реакции. Красота химических реакций.

Практическая  часть(1  ч.)Кристаллизация солей   из   желатиновых

плёнок.

Раздел 8. Химия вокруг нас. Праздничная химия (1ч.)

Практическая часть (1 ч.)Принципы действия фейерверков, химических змей, драконов, хлопушек.

Химические змеи и драконы. Фокусы, основанные на изменении цвета раствора при химической реакции. Фейерверки. Мыльные пузыри, о чём они могут рассказать?

Раздел 9. Металлы и их соединения (2 ч.)

Тема 9.1. Металлы и их соединения – стойкие и активные, твёрдые и мягкие, драгоценные (2 ч.)

Практическая часть (2 ч.)Металлы в таблице Менделеева. Строение атома на примере атома металла. Физические и химические свойства металлов.

Цели программы

Цель программы-обучение практической химии, развитие естественнонаучного мировоззрения и личностной мотивации к познанию через исследовательскую деятельность в процессе изучения химии.

Результат программы

Личностные:

1.сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

2.сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;

3.умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

4.представление о химической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

5.креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении экспериментальных и расчетных задач;

6.умение контролировать процесс и результат учебной исследовательской деятельности;

7.способность к эмоциональному восприятию химических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные:

1.умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2.умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

3.умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

4.умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы;

5.умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

6.умение видеть химическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

7.умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения химических проблем, и представлять её в понятной форме;

8.умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

9.умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

10.понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

11.умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Предметные:

1.умение работать с химическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя химическую терминологию и символику, использовать различные языки химии (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать химические утверждения;

2.владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о химическом элементе, владение символьным языком химии, знание химических формул;

3.умение решать задачи по уравнениям и формулам, применять полученные умения для решения задач из химии, смежных предметов, практики;

4.умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

 

Особые условия проведения

На данную программу принимаются все желающие без предварительного отбора.

 

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

 1) Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно–гигиеническим требованиям и оборудованный для занятий группы 15 человек (парты, стулья, доска, шкаф для УМК, переносная трибуна).

2) Кабинет-лаборатория, удовлетворяющий санитарно–гигиеническим требованиям и оборудованный для занятий группы 15 человек (лабораторные столы, оснащенные водой и газом; стулья, шкафы для демонстрационных моделей, инструментов, приборов, реактивов, химической посуды).

 4). Материалы и оборудование для лабораторных, практических и экспериментальных работ: микроскопы, весы технические и торсионные, холодильник, автоклав, настольная центрифуга, ступка, мельница, фильтровальная бумага, пинцеты, ножницы, термостат, термометры, термос, штативы, сушильный шкаф, спиртовки, газовые горелки. В достаточном количестве должна быть химическая посуда и реактивы.

 Методическое обеспечение программы:

- образцы готовых изделий, журналы, комплекты шаблонов приспособлений, книги, технологические карты, инструкционные карты, подборки рисунков, фотографий, видеоматериалы.

Стоимость

в рамках персонифицированного финансирования