Кружок "Театральная постановка"

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности подростков. Используя такие виды художественного творчества, как актерское мастерство, сценическое движение, сценическая речь, художественное чтение, появляется возможность формирования социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагоги

Лебедева Екатерина Николаевна, педагог дополнительного образования.

Содержание программы

Содержание программы

1.Вводное занятие «Разрешите представиться» - 1 час

Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства.

Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями.

 2. История театра. Театр как вид искусства - 2 часа

 2.1.Первоначальные представления о театре как виде искусства.

Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. 

Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры.

Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра».

 3. Основы театральной культуры   -   2 часа

 3.1. Многообразие выразительных средств в театре

Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера.

Практическая работа: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало».

3.3.  Бессловесные и словесные действия

Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. 

Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений - тренингов.

 4.     Сценическая речь – 7 часов

 4.1.          Художественное чтение как вид исполнительского искусства.

Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом.

Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом .

4.2.            Словесные воздействия.

Теория: Классификация словесных воздействий. 

5.     Ритмопластика – 7 часов

 5.1. Основы акробатики.

 Теория: Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического аппарата. 

Практическая работа: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». 

      5.2. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.

Теория: Беседы: «В поисках собственного стиля».

Практическая работа: Универсальная разминка.  

Разучивание вальсового шага. Счет танцев «Вальс Дружбы».

Позиции в паре. Основные элементы бального танца «Фигурный вальс»: «балансе с поворотом», «окошечко», «вальсовая дорожка», «правый поворот в паре».

6.     Работа над пьесой – 13 часов

 6.1. Пьеса – основа спектакля

Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.

Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета.

        6.2. Текст-основа постановки.

Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста».

      6.3.  Театральный грим. Костюм.

Теория: Отражение сценического образа при помощи грима.  Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный.  Способы накладывания грима.

Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.

     6.4. Театральный костюм.

 Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.

Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

6.5. Репетиционный период.

Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

 7.     Мероприятия и психологические практикумы -  1час.

 

Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.

Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Выявление ошибок Оформление газеты «В мире театра».

8.     Итоговое занятие – 2 часа

 Теория: Викторина по разделам программы обучения.

Практическая работа: экзамен-выступление: упражнения на коллективную согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами; упражнения по курсу «Художественное слово».

Цели программы

Содействие  эстетическому и интеллектуальному развитию личности подростков, воспитание их творческой индивидуальности посредством театрально-исполнительской деятельности.

Результат программы

По итогам реализации программы обучающиеся должны

знать:

- основные  театральные термины

- комплекс тренировочных гимнастических упражнений над пластикой тела;

- комплекс упражнений по работе над речью;

- основы словесного действия.

уметь:

- правильно выполнять упражнения актерского  тренинга и проводить тренинги в группе;

- самостоятельно сочинять и ставить актерские этюды;

- применять способы расслабления для снятия мышечных зажимов;

- выполнять комплекс тренировочных гимнастических упражнений над пластикой тела;

- использовать навыки словесного действия.

владеть:

- основами актерского мастерства;

- элементами актерской выразительности;

- основами словесного действия;

- элементами сценической пластики.

Особые условия проведения

Адресатом данной программы являются дети в возрасте 12-14 лет, разные по возрасту, с различными творческими способностями, успеваемостью, социальным опытом, из разных семей.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

Продуктивность работы во многом зависит от качества материально-технического оснащения процесса. Реализация программы по теоретической подготовке проводится в помещении образовательной организации с применением технических средств обучения и материалов:

- наличие учебных и служебных помещений (зала для проведения репетиционных занятий, сцены, костюмерной);

- стулья, столы;

- кубы;

- зеркала,  грим;

- реквизит, костюмы;

- ширмы (стационарные);

- ноутбук;

- аудиоаппаратура;

- видеофонд записей постановок театральной студии.

  Информационно-методическое обеспечение

·   иллюстративный материал к теме «Путешествие по линии времени»;

·   иллюстрации, репродукции к темам по истории театра;

·    иллюстрации по темам «Сценический костюм», «Театральный грим», «Сценография».

·   таблицы, схемы «Изготовление декораций».

раздаточный материал:

·   карточки с упражнениями по теме «Практическая работа над голосом»;

·   карточки с заданиями к разделу «История театра»;

·   вспомогательные таблицы.