Ритмическая мозаика

  • (1)

Единство художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства; при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени. Музыка и движение, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:

·        все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);

·        динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движений);

·        форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.

преподаватели

Циманович Светлана Борисовна

Содержание программы

1.     Развитие двигательных качеств и умений:

          Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений:

Основные:

·        Ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной вперед), с высоким подниманием колена, в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;

·        Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый («бежим по горячему песку»);

·        Прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкие поскоки;

Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность), упражнения на гибкость;

Имитационные упражнения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка, бравый солдат и т.д.). Уметь передавать динамику настроения, например, «обида-прощение-радость»;

Плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочередное выставление ноги вперед-на пятку, притопывание одной ногой, выбрасывание ног вперед, полуприседания и полуприсядка для мальчиков и др. Упражнения, включающие одновременные движения рук и ног(целенаправленные и симметричные).

2.     Развитие музыкальности:

·        воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку в свободных играх;

·        обогащениеслушательского опыта – включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных, детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков, например, из «Детского альбома» П.И.Чайковского: «Баба Яга», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков» и др.;

·        развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое-грустное, шаловливое-спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);

·        развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно-быстрый – умеренно-медленный, быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение; регистр (высокий, низкий, средний); различать 2-3-частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями;

·        развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать его самостоятельно в соответствующих движениях и слове.

3.     Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары друг за другом, строиться в шеренгу и колонны, в несколько кругов.

4.     Развитие творческих способностей:

·        Воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;

·        Формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;

·        Развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.

5.     Развитие и тренировка психических процессов:

·        развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию;

·        развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения, например, «кошка обиделась», «девочка удивляется» и др.;

·        тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;

·        развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи – в умении выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании.

6.     Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

·        воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;

·        формировать чувство такта, например, не танцевать и не петь в помещении, если кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то уронил во время движения;

·        воспитание культурных привычек в процессе группового общения  с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

Цели программы

Развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Результат программы

·        Выразительность исполнения движений под музыку;

·        умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;

·        освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;

·        умение передавать свой двигательный опыт младшим детям, организовывать игровое общение с другими детьми;

·        способность  к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;

точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.

Особые условия проведения

При организации занятий учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Занятия проходят в музыкальном зале, отвечающем санитарно-эпидемиологические требований образовательного процесса, оснащенном необходимым оборудованием, средствами обучения, спортивным оборудованием.

Материально-техническая база

·        Мультимедийное оборудование (экран, проектор);

·        зеркала;

·        ноутбук.

Методическое обеспечение:

·        подборка музыкального материала с распечаткой текста;

·        оборудование для выполнения упражнений с предметами (султанчики, мячи, обручи, ленты, флажки и т.д.);

·        подборка музыкальных игр;

·        подборка пальчиковых игр.