- Главная
- Направления
- Физкультурно-спортивная
- Спортивная хореография
- Ритмическая мозаика
Рекомендуем посмотреть
Ритмическая мозаика
- (1)
Единство художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства; при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени. Музыка и движение, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:
· все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);
· динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движений);
· форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.
преподаватели
Циманович Светлана Борисовна
Содержание программы
1. Развитие двигательных качеств и умений:
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений:
Основные:
· Ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной вперед), с высоким подниманием колена, в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;
· Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый («бежим по горячему песку»);
· Прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкие поскоки;
Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность), упражнения на гибкость;
Имитационные упражнения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка, бравый солдат и т.д.). Уметь передавать динамику настроения, например, «обида-прощение-радость»;
Плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочередное выставление ноги вперед-на пятку, притопывание одной ногой, выбрасывание ног вперед, полуприседания и полуприсядка для мальчиков и др. Упражнения, включающие одновременные движения рук и ног(целенаправленные и симметричные).
2. Развитие музыкальности:
· воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку в свободных играх;
· обогащениеслушательского опыта – включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных, детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков, например, из «Детского альбома» П.И.Чайковского: «Баба Яга», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков» и др.;
· развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое-грустное, шаловливое-спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);
· развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно-быстрый – умеренно-медленный, быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение; регистр (высокий, низкий, средний); различать 2-3-частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями;
· развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать его самостоятельно в соответствующих движениях и слове.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары друг за другом, строиться в шеренгу и колонны, в несколько кругов.
4. Развитие творческих способностей:
· Воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
· Формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
· Развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
· развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию;
· развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения, например, «кошка обиделась», «девочка удивляется» и др.;
· тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;
· развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи – в умении выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
· воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
· формировать чувство такта, например, не танцевать и не петь в помещении, если кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то уронил во время движения;
· воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Цели программы
Развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Результат программы
· Выразительность исполнения движений под музыку;
· умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
· освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
· умение передавать свой двигательный опыт младшим детям, организовывать игровое общение с другими детьми;
· способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.
Особые условия проведения
При организации занятий учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
Занятия проходят в музыкальном зале, отвечающем санитарно-эпидемиологические требований образовательного процесса, оснащенном необходимым оборудованием, средствами обучения, спортивным оборудованием.
Материально-техническая база
· Мультимедийное оборудование (экран, проектор);
· зеркала;
· ноутбук.
Методическое обеспечение:
· подборка музыкального материала с распечаткой текста;
· оборудование для выполнения упражнений с предметами (султанчики, мячи, обручи, ленты, флажки и т.д.);
· подборка музыкальных игр;
· подборка пальчиковых игр.