- Главная
- Направления
- Физкультурно-спортивная
- Командные спортивные игры
- Программа «Баскетбол»
Рекомендуем посмотреть
Программа «Баскетбол»
Программа дополнительного образования «Баскетбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5–9 классах.
Баскетбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Программа спортивной секции «Баскетбол» предусматривает физкультурно-массовые и спортивные мероприятия в образовательной организации, на уровне района, матчевые встречи с жителями села.
Занятия баскетболом улучшают работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы.
Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.
В программе представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в баскетбол, развитию физических способностей.
преподаватели
Панькова Марина Николаевна, учитель физической культуры, руководитель секции "Баскетбол"
Образование: высшее педагогическое
Стаж работы педагога – 15 лет
Расписание
Занятия проводятся в понедельник в 15:00, 1 раз в неделю 2 часа по 40 минут, перемена 10 минут
Содержание программы
Программа секции «Баскетбол» расчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю.
Количество часов с сентября по декабрь 2021 года – 34 часа.
С января по май 2022 года – 36 часов.
Реализация данной программы соответствует предельно допустимой нагрузке учащихся.
Деятельность по программе осуществляется по следующим разделам:
- Основы знаний (в процессе учебно-тренировочных занятий);
- Техническая подготовка;
– Тактическая подготовка;
– Физическая подготовка (в процессе учебно-тренировочных занятий) ;
- Учебно-тренировочная игра;
– Судейская практика
Основы знаний в процессе учебно-тренировочных занятий
Техническая подготовка: Перемещения 6 часов
Техника передвижения – стойка баскетболиста; передвижение приставными шагами; бег с изменением скорости и направлений; бег, прыжки с остановками, поворотами; Техника защиты – стойка защитника, сочетание способов передвижений защитника с остановками, впрыгивание и выбивание мяча, захват мяча – вырывание, перехват мяча при передаче.
Ведение мяча 8 часов
Ведение на месте, в движении шагом, в движении бегом, то же с изменением направления и скорости, то же с изменением высоты отскока, правой и левой рукой поочередно на месте, правой и левой рукой поочередно в движении, перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
Ловля и передача мяча 14 часов
Передача двумя руками от груди, стоя на месте, двумя руками от груди с шагом вперед, двумя руками от груди в движении, передача одной рукой от плеча, передача одной рукой с шагом вперед, то же после ведения мяча, передача одной рукой с отскоком от пола, передача двумя руками с отскоком от пола, передача одной рукой снизу от пола, ловля мяча после полуотскока, ловля высоко летящего мяча, ловля катящегося мяча, стоя на месте, ловля катящегося мяча в движении.
Броски мяча 6 часов
Броски мяча. Одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. В прыжке одной рукой с места. Штрафной. Двумя руками снизу в движении. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. В прыжке со средней дистанции. В прыжке с дальней дистанции. Вырывание мяча. Выбивание мяча.
Тактическая подготовка:
Индивидуальные, групповые тактические действия в нападении 13 часов
Индивидуальные действия: выбор места по отношению к подопечному нападающему с мячом и без мяча, применение изученных способов передвижения и их сочетаний в зависимости от направления и скорости перемещения нападающего, противодействие выходу на свободное место для получения мяча, действия защитника против 1,2,3-ех нападающих
Индивидуальные, групповые тактические действия в защите 11 часов
Командные действия – организация командных действий в нападении по принципу выбора свободного места с применением взаимодействия «передай мяч и выходи», «треугольник», «тройка», эшелонный быстрый прорыв, взаимодействие двух-трех защитников (подстраховка), умение переключаться от действий в нападении к действиям в защите; личная система защиты на своей половине поля.
Контрольные игры, товарищеские встречи и соревнования 4 часа
Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями. Защитные действия при опеке игрока без мяча, с мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв. Командные действия в защите, в нападении.
Тестовые испытания по физической и технической подготовке 5 часов
Судейская практика 3 часа
Права и обязанности игроков. Роль судей их права и обязанности. Судейство игры в баскетбол
Физическая подготовка в процессе занятий
Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками).
Цели программы
Цель: формирование установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения.
Задачи:
· пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;
· популяризация баскетбола как вида спорта и активного отдыха;
· формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом;
· обучение технике и тактике игры в баскетбол;
· развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
· формирование у учащихся необходимых теоретических знаний;
· воспитание моральных и волевых качеств.
Результат программы
Личностные:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; · оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные:
– освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; · общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Предметные:
– освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять
Особые условия проведения
С Количество учеников в секции – 10-20 человек.
Занятия проводятся в группе, в которую зачисляются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий баскетболом, основная и подготовительная медицинская группа.
Материально-техническая база
Занятия проводятся в спортивном зале, 1 раз в неделю по 2 академических часа, 1 час – 40 минут.
В спортивном зале имеется:
спортивный зал,
раздевалка для девочек,
раздевалка для мальчиков,
кольца баскетбольные – 2 шт.,
мячи баскетбольные,
спортивный инвентарь.
Список литературы:
Литература для учащихся:
1. Клещёв Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный баскетболист, -М.: ФиС, 1979.
2. Литвинов Е.Н. Физкультура! Физкультура! / Е. Н. Литвинов, Г.И. Погадаев. -М.: Просвещение, 1999.
3. Мейксон, Г.Б. Физическая культура для 5-7 классов / Г.Б. Мейксон, Л.Е. Любомирский, Л.Б. Кофман, В.И. Лях. – М. : Просвещение, 1998.
4. Юный баскетболист. Железняк Ю.Д. – М.: ФиС, 1988.
Литература для учителя:
1. А.П. Матвеев, «Программы общеобразовательных учреждений „Физическая культура“ 5-11 классы» -М: «Просвещение», 2008 год.
2. В.И.Лях,А.А.Зданевич«Программы для общеобразовательных учреждений «Комплексная программа 1-11 классы» -М: «Просвещение», 2008 год.
3. Р.И.Тарнопольская, Б.И.Мишин. Программа «Физическая культура»- М: "Просвещение«,2012г.
4. Р.И.Тарнопольская, Б.И.Мишин Учебник 1,2,3,4 «Физическая культура»- М:
"Просвещение«,2011,2012,2014ггг.
5. А.П.Матвеев Учебник для 5 класса «Физическая культура»- М: "Просвещение«,2011г.
6. А.П.Матвеев Учебник для 6-7 класса «Физическая культура»- М: "Просвещение«,2011г.
7. А.П.Матвеев Учебник для 8-9 класса «Физическая культура»- М: "Просвещение«,2011г.
8. В.И. Лях, А.А. Зданевич Учебник для 10-11класса «Физическая культура» М: "Просвещение",2011г.
9. Научно – методический журнал " Физическая культура в школе«. Издательский дом «Школа-Пресс 1», 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005
10. С.Г. Арзуманов «Физическое воспитание в школе»- Ростов н/Д:ООО «Феникс», 2009 г.
11. Е. Л. Гордияш, И. В. Жигульская, Г.А. Ильина, О.В. Рыбъякова «Физическое воспитание в школе» – Издательство «Учитель», 2007 год.
12. В. И. Ковалько, «Здоровьесберегающие образовательные технологии: школьник и компьютер» – М: «Вако», 2007 год.здательство «Учитель», 2007 год.