Программа «Баскетбол»

   Программа дополнительного образования «Баскетбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5–9 классах.
   Баскетбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
   Программа спортивной секции «Баскетбол» предусматривает физкультурно-массовые и спортивные мероприятия в образовательной организации, на уровне района, матчевые встречи с жителями села.
   Занятия баскетболом улучшают работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы.
   Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.
   В программе представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в баскетбол, развитию физических способностей.

Педагоги

Панькова Марина Николаевна, учитель физической культуры, руководитель секции "Баскетбол"

Образование: высшее педагогическое

Стаж работы педагога – 15 лет

Расписание

Занятия проводятся в понедельник в 15:00, 1 раз в неделю 2 часа по 40 минут, перемена 10 минут

Содержание программы

Программа секции «Баскетбол» расчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю. 

Количество часов с сентября по декабрь 2021 года – 34 часа.

С января по май 2022 года – 36 часов.

Реализация данной программы соответствует предельно допустимой нагрузке учащихся.

Деятельность по программе осуществляется по следующим разделам:

- Основы знаний (в процессе учебно-тренировочных занятий);

- Техническая подготовка;

– Тактическая подготовка;

– Физическая подготовка (в процессе учебно-тренировочных занятий) ;

- Учебно-тренировочная игра;

– Судейская практика

Основы знаний в процессе учебно-тренировочных занятий

Техническая подготовка: Перемещения 6 часов

Техника передвижения – стойка баскетболиста; передвижение приставными шагами; бег с изменением скорости и направлений; бег, прыжки с остановками, поворотами; Техника защиты – стойка защитника, сочетание способов передвижений защитника с остановками, впрыгивание и выбивание мяча, захват мяча – вырывание, перехват мяча при передаче.

Ведение мяча 8 часов

Ведение на месте, в движении шагом, в движении бегом, то же с изменением направления и скорости, то же с изменением высоты отскока, правой и левой рукой поочередно на месте, правой и левой рукой поочередно в движении, перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

Ловля и передача мяча 14 часов

Передача двумя руками от груди, стоя на месте, двумя руками от груди с шагом вперед, двумя руками от груди в движении, передача одной рукой от плеча, передача одной рукой с шагом вперед, то же после ведения мяча, передача одной рукой с отскоком от пола, передача двумя руками с отскоком от пола, передача одной рукой снизу от пола, ловля мяча после полуотскока, ловля высоко летящего мяча, ловля катящегося мяча, стоя на месте, ловля катящегося мяча в движении.

Броски мяча 6 часов

Броски мяча. Одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. В прыжке одной рукой с места. Штрафной. Двумя руками снизу в движении. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. В прыжке со средней дистанции. В прыжке с дальней дистанции. Вырывание мяча. Выбивание мяча.

Тактическая подготовка:

Индивидуальные, групповые тактические действия в нападении 13 часов

Индивидуальные действия: выбор места по отношению к подопечному нападающему с мячом и без мяча, применение изученных способов передвижения и их сочетаний в зависимости от направления и скорости перемещения нападающего, противодействие выходу на свободное место для получения мяча, действия защитника против 1,2,3-ех нападающих

Индивидуальные, групповые тактические действия в защите 11 часов

Командные действия – организация командных действий в нападении по принципу выбора свободного места с применением взаимодействия «передай мяч и выходи», «треугольник», «тройка», эшелонный быстрый прорыв, взаимодействие двух-трех защитников (подстраховка), умение переключаться от действий в нападении к действиям в защите; личная система защиты на своей половине поля.

Контрольные игры, товарищеские встречи и соревнования 4 часа

Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями. Защитные действия при опеке игрока без мяча, с мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв. Командные действия в защите, в нападении.

Тестовые испытания по физической и технической подготовке 5 часов

Судейская практика 3 часа

Права и обязанности игроков. Роль судей их права и обязанности. Судейство игры в баскетбол

Физическая подготовка в процессе занятий

Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками).

Цели программы

Цель: формирование  установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения.

Задачи:

· пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;

· популяризация баскетбола как вида спорта и активного отдыха;

· формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом;

· обучение технике и тактике игры в баскетбол;

· развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

· формирование у учащихся необходимых теоретических знаний;

· воспитание моральных и волевых качеств.

Результат программы

Личностные:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; · оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные:
– освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; · общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

Предметные:
– освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять

 

 

Особые условия проведения

 С Количество учеников в секции – 10-20 человек.

Занятия проводятся в группе, в которую зачисляются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий баскетболом, основная и подготовительная медицинская группа.

 

Материально-техническая база

Занятия проводятся в спортивном зале, 1 раз в неделю по 2 академических часа, 1 час – 40 минут.

В спортивном зале имеется:

спортивный зал,

раздевалка для девочек,

раздевалка для мальчиков,

кольца баскетбольные – 2 шт.,

мячи баскетбольные,

спортивный инвентарь.

 

Список литературы:

Литература для учащихся:

1. Клещёв Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный баскетболист, -М.: ФиС, 1979.

2. Литвинов Е.Н. Физкультура! Физкультура! / Е. Н. Литвинов, Г.И. Погадаев. -М.: Просвещение, 1999.

3. Мейксон, Г.Б. Физическая культура для 5-7 классов / Г.Б. Мейксон, Л.Е. Любомирский, Л.Б. Кофман, В.И. Лях. – М. : Просвещение, 1998.

4. Юный баскетболист. Железняк Ю.Д. – М.: ФиС, 1988.

Литература для учителя:

1. А.П. Матвеев, «Программы общеобразовательных учреждений „Физическая культура“ 5-11 классы» -М: «Просвещение», 2008 год.

2. В.И.Лях,А.А.Зданевич«Программы для общеобразовательных учреждений «Комплексная программа 1-11 классы» -М: «Просвещение», 2008 год.

3. Р.И.Тарнопольская, Б.И.Мишин. Программа «Физическая культура»- М: "Просвещение«,2012г.

4. Р.И.Тарнопольская, Б.И.Мишин Учебник 1,2,3,4 «Физическая культура»- М:

"Просвещение«,2011,2012,2014ггг.

5. А.П.Матвеев Учебник для 5 класса «Физическая культура»- М: "Просвещение«,2011г.

6. А.П.Матвеев Учебник для 6-7 класса «Физическая культура»- М: "Просвещение«,2011г.

7. А.П.Матвеев Учебник для 8-9 класса «Физическая культура»- М: "Просвещение«,2011г.

8. В.И. Лях, А.А. Зданевич Учебник для 10-11класса «Физическая культура» М: "Просвещение",2011г.

9. Научно – методический журнал " Физическая культура в школе«. Издательский дом «Школа-Пресс 1», 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005

10. С.Г. Арзуманов «Физическое воспитание в школе»- Ростов н/Д:ООО «Феникс», 2009 г.

11. Е. Л. Гордияш, И. В. Жигульская, Г.А. Ильина, О.В. Рыбъякова «Физическое воспитание в школе» – Издательство «Учитель», 2007 год.

12. В. И. Ковалько, «Здоровьесберегающие образовательные технологии: школьник и компьютер» – М: «Вако», 2007 год.здательство «Учитель», 2007 год.