Музейное дело

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

преподаватели

Занятие проводит педагог дополнительного образования Данилов Н.В., который имеет опыт работы со школьным музеем.

Расписание

суббота в 12.00, 2 занятия по 40 минут с перерывом 10 минут

Содержание программы

Введение.

Задачи, содержание и значение работы кружка «Музейное дело».

Тема 1. Музей как институт социальной памяти

 Происхождение музея. Музей античного мира., эпохи Возрождения. Первые

национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как

центра музейно-педагогической работы  в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в создании школьного музея.

Тема 2. Музейный предмет и способы его изучения

Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат.

Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета.

Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков

музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со

слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.

Тема 3. Проведение научных исследований активом школьного музея

Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма

комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах

городского музея, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных

вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка

школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам

научных исследований

Тема 4. Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы

Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения.

Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд

и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование,

учёт и хранение.

Тема 5. Экспозиция школьного музея 

Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. Выставка (экспозиция

временного характера) как актуальная для школьного музея форма презентации его

коллекций. Интерактивные выставки. Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции –

виды и функции, правила составления.

Тема 6. Работа с аудиторией

Понятие: аудитория школьного музея – учащиеся данной школы или других школ,

родители, жители посёлка, воспитанники детских садов и т. д. Разнообразие форм работы

с аудиторией. Традиционные и нетрадиционные формы работы с аудиторией. Основные

требования к музейной экскурсии. Этапы подготовки экскурсии. Работа экскурсовода.

Тема 7. Изучение истории школьного музея

Школьный музей как источник изучения родного края. История создания

школьного музея «История  Байкало- Амурской магистрали», МОАУ «Юкталинская СОШ»

  Профиль музея: воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности. Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность.

Тема 8. Историческое краеведение

Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный

характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений.

Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами

исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний,

хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей

борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.

Тема 9. Военно-патриотическая работа

Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы –

ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. Пропаганда  героических

подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны.

Ученики школы – защитники Отечества.

Цели программы

Через музейную деятельность способствовать воспитанию патриотизма, формированию исторического самопознания, нравственной и творческой личности, способной к самореализации.

Результат программы

Личностные результаты.

В рамках когнитивного компонента:

- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям;

- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории поселка Юктали.

- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

В рамках эмоционального компонента:

- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;

- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.

- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.

- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.

Коммуникативные результаты:

- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение вести экскурсии, интервьюирование.

Познавательные результаты:

- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;

- сформируются представление о музееведение как о науке;

- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;

- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;

- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.

- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;

- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

. Реализация программы по теоретической подготовке проводится в помещении образовательной организации с применением технических средств обучения и материалов:

ноутбук – 1 шт.;  видеопроектор – 1 шт.;  экран – 1 шт.; колонки; видеоматериалы.

Оснащение музейной комнаты: стенды, парты, стулья, экспонаты, альбомы, книги.

Стоимость

персонифицированное финансирование