Программа «Волейбол»

 Программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5–11 классах.

Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).

В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей. Cохранение и укрепления здоровья учащихся, в основу, которой положены культурологический и личностно ориентированный подходы.

Педагоги

Панькова Марина Николаевна – учитель физической культуры, руководитель секции "Волейбол", первой квалификационной категории

Образование: высшее педагогическое

Педагогический стаж - 15 лет.

 

Расписание

Занятия проводятся во вторник в 17:00, 1 раз в неделю 2 часа по 40 минут, перемена 10 минут

Содержание программы

Программа секции «Волейбол» расчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю.

Количество часов с сентября по декабрь 2021 года −34 часа.

С января по май 2022 года – 36 часов.

Реализация данной программы соответствует предельно допустимой нагрузке учащихся

Деятельность по программе осуществляется по следующим разделам:

- Основы знаний (в процессе учебно-тренировочных занятий);

 - Техническая подготовка;

 - Тактическая подготовка;

 - Физическая подготовка (в процессе учебно-тренировочных занятий);

- Учебно-тренировочная игра;

 - Судейская практика

Основы знаний (в процессе учебно-тренировочных занятий)

Техническая подготовка: Стойки и перемещения игроков – 2ч.

Техника верхней передачи – 4ч.

Техника нижней передачи – 4ч.

Верхняя прямая подача, нижняя прямая подача – 4ч.

Прием мяча, отраженного сеткой – 4ч.

Передача мяча через сетку в прыжке – 4ч.

Прямой нападающий удар – 8ч.

Нападающий удар с переводом – 5ч.

Имитация нападающего удара с переводом рукой вправо (влево): без блока; при наличии одиночного блока. После передачи мяча из зоны 4 нападающий удар из зоны 3 с переводом вправо. После передачи мяча из зоны 3 нападающий удар из зоны 4 с переводом вправо. После передачи мяча из зоны 2 нападающий удар из зоны 3 с переводом влево. Нападающий удар против одиночного блока из зоны 4 с переводом вправо (блокирующий закрывает удар по линии).

Одиночное блокирование. Страховка – 8ч.

Имитация блокирования: прыжок вверх с места с выносом рук над сеткой.
Передвижение вдоль сетки, остановка и прыжок вверх с выносом рук над сеткой.
В парах (через сетку). Прыжки вверх с места, касаясь ладонями друг друга над сеткой.
То же упражнение, но с выносом рук влево и вправо над сеткой. В парах. Один стоит на возвышении (гимнастической скамейке) с мячом в руках над сеткой, второй имитирует блок. В парах. Занимающиеся располагаются с противоположных сторон сетки. Один набрасывает мяч на верхний край сетки, другой, выпрыгивая вверх, ставит блок и отбивает мяч на противоположную площадку. То же упражнение, но мяч набрасывают над сеткой несколько левее или правее блокирующего, а тот, переместившись в сторону, прыгает и ставит блок. Три-четыре игрока располагаются с мячами вдоль одной стороны сетки на расстоянии 1,5–2 м друг от друга. Остальные строятся в колонну по одному с противоположной стороны в зоне 4. Первые поочерёдно подбрасывают мяч над сеткой, вторые, продвигаясь вдоль сетки приставными шагами вправо, ставят блок

Групповое блокирование – 4ч.

Выполнение двойного блокирования нападающего удара по ходу из зоны 4, в блоке участвуют игроки зон 3 и 2. Стараясь закрыть зону 5. Выполнение двойного блокирования нападающего удара по ходу из зоны 2, в блоке участвуют игроки зон 3 и 4, стараясь закрыть зону 1. Выполнение двойного блокирования нападающего удара по ходу из зоны 2, в блоке участвуют игроки зон 3 и 4, стараясь закрыть зону 1.

Тактическая подготовка: Индивидуальные тактические действия в нападении – 5ч.

Подача в 3-метровые коридоры площадки. Подача в зоны 1 и 5 в углы площадки. Подача к боковым и лицевым линиям. Чередование подач с различной траекторией и скоростью полёта мяча. Подача между игроками (расположение игроков моделируется). Подача на игрока, слабо владеющего навыком приёма подачи. Подача на игрока, вступившего в игру после замены (смоделировать ситуацию).

Индивидуальные тактические действия в защите – 5ч.

Челночное передвижение обучающихся приставными шагами от одной боковой линии до другой – по сигналу имитация приёма. Челночный бег от лицевой линии до линии нападения (лицом вперёд) и обратно (спиной вперёд) – по сигналу имитация приёма мяча. Приём мяча, переброшенного через сетку из зоны 6 в различные зоны и на разной высоте. Приём подач, выполненных из зоны 6 и из-за лицевой линии в различные зоны и с различной траекторией полёта мяча.

Двусторонняя учебная игра. Судейство – 8 ч.

Жесты судей в волейболе. Тестовые испытания по физической и технической подготовке

Цели программы

Цель: обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся, популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха.

Задачи:

- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;

- популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;

- формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом;

- обучение технике и тактике игры в волейбол;

- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

- формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;

- воспитание моральных и волевых качеств.

Результат программы

Личностные результаты
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
-сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- сформированность основ российской, гражданской идентичности;

Метапредметные результаты
– освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; · общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

Предметные результаты
– освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения.

Особые условия проведения

Занятия проводятся в группе, в которую зачисляются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий волейболом, основная и подготовительная медицинская группа.

Количество учеников в секции – 10 - 20 человек.

 

Материально-техническая база

Занятия проводятся в спортивном зале, 1 раз в неделю по 2 академических часа, 1 час – 40 минут.

В спортивном зале имеется:

- спортивный зал – 147 кв.м.
- раздевалка для девочек;
- раздевалка для мальчиков;
- мячи волейбольные;
- сетка волейбольная;
- спортивный инвентарь.

 

Список литературы:

Литература для учащихся:

1. Клещёв Ю.Н., Фурмнов А.Г. Юный волейболист, -М.: ФиС, 1979.

2. Литвинов Е.Н. Физкультура! Физкультура! / Е. Н. Литвинов, Г.И. Погадаев. -М.: Просвещение, 1999.

3. Мейксон, Г.Б. Физическая культура для 5-7 классов / Г.Б. Мейксон, Л.Е. Любомирский, Л.Б. Кофман, В.И. Лях. – М. : Просвещение, 1998.

4. Юный волейболист. Железняк Ю.Д. – М.: ФиС, 1988.

 

Литература для учителя:

1. Ахмеров Э.К. Волейбол для начинающих. – Минск: Полымя, 1985.

2. Баландин, Г.А. Урок физкультуры в современной школе / Г.А. Баландин, Н.Н. Назарова, Т.Н. Казакова. – М.: Советский спорт, 2002.

3. Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры. – 2-е изд.- М.: Физкультура и спорт, 2005. Баландин, Г.А. Урок физкультуры в современной школе / Г. А. Баландин, Н.Н. Назарова, Т. Н. Казакова. – М.: Советский спорт, 2002.

4. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт.

5. Железняк Ю.Д., Слупский Л. Н. Волейбол в школе: Пособие для учителей -М.: Просвещение, 1989.

6. Кузнецов В.С. Упражнения и игры с мячами / В.С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.

7. Официальные правила волейбола 2001-2004 гг.- М.:ВФВ, Терра-Спорт, 2001.

8. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. – М.: Физкультура и спорт, 1983.