Программа «Художественная резьба по дереву»

        В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических качеств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров.
        В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалось искусство деревянной утвари и посуды. Высокий уровень исполнительского мастерства, образная и поэтическая выразительность деревянных изделий всегда соединялись с утилитарным назначением вещей. Это во многом определяло и способы художественной обработки, и характер орнаментального декора, сохраняющий единство в произведениях домовой резьбы и в оформлении домашней утвари, начиная от ткацкого стана, прялки и кончая деревянной посудой и детской игрушкой.

     Программа «Резьба по дереву» направлена на  сохранениеи развитие этого вида народного прикладного творчества. Её цель – воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, вовлекать учащихся в активную творческую деятельность, дать определённые навыки в освоении художественного ремесла.

преподаватели

Самсонов Валерий Андреевич – учитель технологии, ИЗО, руководитель кружка.

Стаж работы педагога – 6 лет.

 

Содержание программы

Программа расчитана на 1 год.

С сентября 2021 по декабрь 2021 года – 68 часов.

с января 2022 по май 2022 года – 72 часа.

Итого в год – 140 часов.

1. Вводное занятие.(2 часа)
- Содержание раздела «Художественная обработка древесины».
- Актуальность деревообработки в настоящее время.
- Литература, рекомендуемая для изучения.
- Знакомство с содержанием профессии столяра, плотника.
- Организация работы объединения. Правило поведения на занятиях.
- Правила техники безопасности при работе с древесиной и на станках, столярными инструментами и приспособлениями.

1. Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделия.(6 часов)
- Понятие о техники резьбы по дереву, о составлении композиции для украшения изделия из древесины.
- Изучение основ оформления изделия из древесины. Устройство лобзика, установка полотна.

2.Практические работы.(6 часов)
- Изучение разновидности древесины (шпон, фанера, древесноволокнистые плиты, древесностружечные плиты, строганный шпон, лущеный шпон и т.д.)
- Изучение видов клея и его применение (казеиновый клей, синтетический лей).
- Основы владения лобзиком и резцами по дереву.
- Замена полотен на лобзике.
- Приобретение навыков выпиливания лобзиком.
- Ремонт и эксплуатация столярных инструментов.

3. Материалы, инструменты и приспособления. (6 часов)
- Изучение строения древесины, пороки древесины, свойства древесины (поперечный разрез древесины, радиальный разрез, тангентальный разрез, древесные пластинки).
- Отделочные материалы (доски, бруски, способ их получения и их классификация).

Практические работы. (24 часа)
- Изучение свойств отделочных материалов.
- Обработка древесины (строгание, пиление, шлифование).
- Определение материала (пласт, кромка, торец, ребра), обработка столярными инструментами.
- Изучение нетрадиционных материалов (пластмассы, текстолит, эбонит и т.д.).
- Обработка нетрадиционных материалов.

4. Технические приемы. (7 часов)
- Инструменты и приспособления.
- Виды столярных инструментов и их применение.
- Инструменты и приспособления резчика по дереву.
- Правила безопасного обращения с инструментами и приспособлениями.
- Виды резьбы.
- Правило нанесения рисунка на изделия, составления композиции.

5. Практические работы.(35 часов)
- Накладка и ремонт слесарного инструмента и приспособлений.
- Заточка инструментов. Приемы выполнения резьбы по дереву.
- Подбор материала для резьбы по дереву.
- Разработка изделия, оформления изделия.
- Изготовление шаблонов.
- Подготовка для оформления резьбы.

6. Сборочные и отделочные работы. (7 часов)
- Изучение видов столярного соединения.
- Общие сведения о соединениях, сращивание их.
- Изучение видов покрытия древесины (морилка, лаки, краски масленые и нитроэмали).

7.Практические работы.(33 часа)
- Изучение соединений деталей изделия, соединение под прямым углом для формирования решеток.
- Соединение для формирования рамок из брусков.
- Соединения для формирования коробок, серединные соединения.
- Угловые соединения брусков, шип " ласточкин хвост".
- Облицовывание шпоном. Циклование и шлифование изделий.
- Устранение дефектов выпиливания.
- Прозрачная отделка лакокрасочными материалами.
- Экскурсии в музеи и на выставки.
- Подготовка изделий к выставкам и конкурсам. Участие в них.

8. Заключительное занятие. (2 часа)
- Подведение итогов работы объединения за учебный год. _
- Поощрения наиболее отличившихся.
- Игры, викторины.
- Поощрение актива объединения.
- Игры, викторины, конкурсы.

 

Цели программы

Целью программы является: воспитание творческой активности и целеустремленности у обучающихся, а также привлечение школьников к народно прикладному творчеству в свободное от занятий время, закрепление на практике основ наук полученных в школе и не преподающимся в школьном курсе.

Задачи программы:                                                                                                                                                            Формирование у обучающихся умений и навыков традиционной художественной резьбы по дереву;

формирование качеств личности, присущих народному мастеру - умельцу: трудолюбия, аккуратности, творческой фантазии, стремление доводить начатое дело до конца.

Результат программы

Личностными результатами освоения учащимися курса являются:
· проявление познавательных интересов и активности в данной области;
· развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
· овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
· становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
· развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности.
· бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
· готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
· проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

Метапредметными результатами освоения курса являются:
· планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
· определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
· комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
· проявление инновационного подхода к решению практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
· самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
· согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
· объективное оценивание вклада своей познавательно – трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
· оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
· диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
· обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
· соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
· соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения курса являются:
· знание классификации выпиливания, художественной резьбы по дереву, его историю;
· эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для выпиливания.
· технологический процесс изготовления изделия и пути снижения его себестоимости;
· правила безопасности труда;
· способы выявления потребностей общества в товарах и услугах;
· основные законы построения композиции;
· знакомство с творческими профессиями декоративно-прикладного характера.

 

Особые условия проведения

Программа бесплатная. Особых условий для посещения кружка нет. 

 

Материально-техническая база

Занятия кружка проводятся в столярных мастерских с хорошо освещенными рабочими местами.

При организации рабочего места все должно быть под рукой, отвечать правилам пожарной безопасности и техники безопасности.

Учебная мастерская располагает:

– верстак четырехместный

– столярная ножовка- 10 шт.

– слесарная ножовка – 5 шт.

– нож для резьбы по дереву – 10 шт.

– выжигатель по дереву – 10 шт.

- Станочное оборудование:

– токарный станок – 2 шт.

– сверлильный станок – 2 шт.

– точильный станок – 2 шт.

– циркулярный станок – 1 шт.

 

Список литературы:


1."22 урока геометрической резьбы" В.М.Чупахин Издательский Дом "литера"2004 год;

2."Резчикам по дереву." Альбом орнаментов Манжулин А.В., Песьяков А.С. "Народное творчество" 2004 год;

3."Резчикам по дереву." Альбом орнаментов И.В.Нилов "Народное творчество" 2003 год;

4."Резчикам по дереву." Альбом орнаментов Г.А.Бабурова "Народное творчество" 2005 год;

5. "Резчикам по дереву." Альбом орнаментов Л.А.Логачева "Народное творчество" № 2, 2004 год;

6. "Резчикам по дереву." Альбом орнаментов Л.А.Логачева "Народное творчество" № 5, 2006 год.