"Озорная клеточка"

Закрашивание квадратиков кажется невинным развлечением. Но такое творчество позволяет создавать сложные, многокомпонентные картины. Обилие деталей достигается за счет размеров клеток, использования разных тонов и способов штриховки. Освоение техники начинается с простого карандаша и обычного тетрадного листа – затем можно переходить на другие поверхности и инструменты.

Изначально эта техника рисования была придумана для обучения рисованию совсем маленьких детей. Чаще всего графические диктанты используют для подготовки детей к школе. Но сегодня – всё изменилось, поскольку картинки по клеточкам стали нравится не только детям, но и взрослым!

Для детей подойдут совсем простые картинки, взрослым будет интересно рисовать по клеточкам картинки более сложные. Подобный вид рисования полезен в любом возрасте – он развивает усидчивость, геометрическое восприятие предметов, ориентацию в пространстве.

Если вы полюбите такое схематическое рисование, это очень поможет вам в дальнейшем развитии, сколько бы лет вам не было. Интересно и то, что люди, освоившие технику такого рисования, уже не могут остановиться. Это становится настоящим хобби.

Спектр использования такой техники достаточно широк: смайлики, животные и даже большие сюжеты! Даже морской бой относится к данному виду творчества. Это увлекательно и совсем несложно, стоит только захотеть.

Актуальность программы – рисунки на клеточках развивают математические способности, так как приходится постоянно считать количество закрашиваемой области;

при написании графических диктантов развивается логическое мышление, которое потом поможет в математике, литературе, информатике и других предметах;

улучшение пространственного, объемного восприятия;

развитие усидчивости, внимания и координации;

Новизна программы: Заключается в использовании развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний.

Особое внимание в данной программе уделяется индивидуальному подходу в общении с детьми, который создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, склонностей и психолого-физических особенностей обучения каждого ребёнка.

Педагогическая целесообразность: Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей.

Ориентация на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, обеспечение удовлетворения образовательных потребностей личности ребенка, развитию познавательных способностей, расширению кругозора, развитию мелкой моторики рук, формирование интереса к выполнению графических упражнений.

Отличительными особенностями программы являются: Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

         В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Доступность программы: для того чтобы стать участником программы, ребенку совершенно не нужно обладать каким-то специфическими навыками. Например, для этого вовсе не обязательно изначально хорошо  рисовать. Обучение графическим навыкам как таковым - происходит как бы незаметно, не в форме экзаменов и контрольных, а в форме увлекательных и веселых занятий. Дети осваивают графические навыки, учатся творить и думать, общаясь и развлекаясь.

Адресат программы: Программа предназначена для работы с детьми. Возраст обучающихся – 8-11 лет

Общее количество часов: 16 часов.

Форма и режим занятий. Программа реализуется 2 раз в неделю по 1 часу (продолжительность академического часа – 40 минут).

Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.

Состав группы: до 12 человек.

Форма обучения: очная, групповая. Основная форма обучения – групповая с использованием приемов индивидуального и коллективного творчества. Основные формы проведения занятий: учебное занятие, игры, конкурсы, практическая работа. Кроме этого с детьми проводится и воспитательная работа. С первых дней ребята усваивают правила внутреннего распорядка, учатся убирать свое рабочее место, бережно относиться к работам товарищей. Детям прививаются чувства ответственности, взаимопомощи, вежливости и доброжелательности.

Количество групп варьируется и зависит от общего режима работы школы.

Направленность программы. Программа социально-гуманитарной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной.

 

преподаватели

Липская Алла Брониславовна, педагог дополнительного образования

Преподаватель владеет следующими профессиональными и личностными качествами:

• владеет навыками и приёмами организации творческих занятий;

• знает физиологию и психологию детского возраста;

• умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;

• умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;

• умеет видеть и раскрывать творческие способности обучающихся

Содержание программы

Содержание учебного плана

Вводное занятие – 1 час

Раздел 1: Рисование по готовым схемам (срисовывание) – 3,5

Закрашивая клетки за клеткой по готовому шаблону можно создать понравившуюся картинку. Так же можно разнообразить этот данный вид рисования заданиями типа «Повтори и продолжи», которые заключаются в прорисовывании сложных, но повторяющихся узорах. Самые простые упражнения этого вида – это геометрические орнаменты.

Раздел 2: Графические диктанты – 7 часов

(повтор по образцу геометрического рисунка или выполнение под диктовку последовательности действий с указанием числа клеточек и их направлений)

Графический диктант – это рисование по клеткам. Только рисовать нужно не как хочется, а как диктует в соответствии с заданием учитель.

Задания для графического диктанта могут быть разного вида:

воспроизведение точной копии фигуры по образцу;

рисование фигуры под диктовку педагога, который называет последовательность действий: сколько клеточек, в каком направлении нужно прорисовать (задание на слух);

задания без нарисованной фигуры, а лишь с указанием обозначений, по которым ученик сам рисует. В такой схеме количество клеточек указывается цифрой, а направление, куда надо двигаться, — стрелочкой

Раздел 3: Рисование зеркального отражения рисунка – 2 часа

В таких заданиях предлагается половина нарисованного рисунка, а ребенку необходимо дорисовать вторую половину по образцу, но только соблюдая зеркальное отображение.

Раздел 4: Зашифровывание готового рисунка стрелочками – 3 часа

Линиями по клеточкам нарисована фигура, которую необходимо зашифровать с указанием направления движения («вверх», «вниз», «вправо», «влево») и количества клеток в том или ином направлении. Просто зашифровывать не интересно, да и нужно проверять, правильно ли удалось составить шифр. Так родилась идея сначала зашифровывать, а потом рисовать рисунок, опираясь на составленный шифр. Такое задание можно делать в паре, а можно делать и одному.

Цели программы

Цель программы: Способствовать развитию пространственной ориентировки ребёнка.

Задачи программы:

Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.

Развивать усидчивость, слуховое внимание, произвольное внимание

Развивать мелкую моторику руки, координацию движений.

Формировать графические навыки.

Развивать способности слухового и зрительного анализа.

Результат программы

Планируемый результаты

Проявлять интерес к выполнению графических заданий;

Работать по правилу и образцу;

Слушать взрослого и выполнять задания по словесной и зрительной инструкции;

Ориентироваться в пространстве и на микроплоскости (в тетради, на листе бумаги в клеточку, на странице и строке);

Выполнять штриховку, соблюдая правила;

Самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры;

Быстро и успешно справляться с заданиями, требующих координированных движений рук;

Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.

Познавательные УУД: развитие познавательной активности, расширение знаний и представлений об окружающем мире природы и явлениях общественной жизни, накопление социокультурного опыта;

развитие логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: действовать по предложенному педагогом плану и планировать свою деятельность;

проговаривать последовательность действий на занятии;

видеть указанную ошибку и исправлять ее;

контролировать собственные действия;

Коммуникативные УУД: формирование и активизация словаря;

умение слушать и понимать речь окружающих;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения заданий.

Личностные: развитие умений мышечно-двигательных функций руки, глазомера;

формирование личностного отношения к результатам своей деятельности;

соблюдение правил вежливого поведения и речевого общения на занятиях;

формирование мотивации к обучению.

Особые условия проведения

Доступность программы: для того чтобы стать участником программы, ребенку совершенно не нужно обладать каким-то специфическими навыками. Например, для этого вовсе не обязательно изначально хорошо  рисовать. Обучение графическим навыкам как таковым - происходит как бы незаметно, не в форме экзаменов и контрольных, а в форме увлекательных и веселых занятий. Дети осваивают графические навыки, учатся творить и думать, общаясь и развлекаясь.

Материально-техническая база

Оборудование: учебный кабинет,ученические столы, один стол педагога, стулья, Интерактивная доска, ноутбук

Материалы:Цветные карандаши.Фломастеры. Простые карандаши. Шариковые ручки. Стирательные резинки. Тетради в клеточку или блокноты. Линейки.

Учебно-методическое и информационное обеспечение: - образцы методической литературы;- схематические рисунки;- образцы практических работ;- наглядные пособия;- Интернет-ресурсы;- презентационные материалы по тематике разделов.