НОУ "Я-исследователь"

    В настоящее время организация исследовательской деятельности учащихся – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Экспериментальные исследования и задачи являются основными средствами воспитания творческой активности и развития способностей учащихся. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике. В процессе обучения решаются проблемы дополнительного образования детей: организация полноценного досуга и развитие личности в школьном возрасте.

   Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

преподаватели

Фомичёва Алёна Сергеевна, педагог дополнительного образования, учитель физики и информатики (стаж – 2 года, без категории).

 

Расписание

Четверг 17.00 - 17.40

Пятница 15.25 - 16.05

Содержание программы

1. Давление твердых тел, жидкостей и газов. (6ч)
Теория – 2ч.
Давление твердых тел. Закон Паскаля. Давление в жидкости. Атмосферное давление.
Приборы для измерения давления. Тонометр, манометры.
Практика – 4ч.
Занимательные опыты «Перевёрнутый стакан» «Фонтан в колбе» «Яйцо в бутылке». Роль
атмосферного давления в природе. Атмосферное давление и погода. Практическая работа
областях производства.
Нанотехнологии в энергетике
и экологии. Нанотехнологии в
криминалистике и косметике.
Динамика развития
нанотехнологий в России и за
рубежом. Перспективы
мировой наноэкономики.
Средства современной связи.
Физика в задачах военноисторических событий. Роль
физики в победе советского
народа в Великой
Отечественной войне 1941 –
1945 гг.
Физика и времена
года: физика
летом
Какой месяц лета самый
жаркий? Жаркое лето и
пчелы. Как и когда правильно
срезать цветы? На качелях
«дух захватывает». Опыты на
даче.
Экскурсия «Физика у
водоема». Закат Солнца.
Удивительное в солнечных
закатах. Красный цвет
заходящего Солнца и голубой
цвет дневного неба.
Рефракция света в атмосфере.
Небольшой исторический
экскурс. Сплюснутость
заходящего солнечного диска.
Зеленый луч. Объяснение
появления слепой полосы.
Кажущееся увеличение
размеров заходящего Солнца.
Физические софизмы и
парадоксы. Физические
кроссворды и ребусы.
Изготовление самодельных
картин «Физика в веселых
картинках». Урокпредставление «Физические
фокусы». Защита электронной
презентации «Мои шаги в
мире науки».
2 9 Экскурсия к
водоему
Изготовление
самодельных
картин
Защита
электронной
презентации
Беседа
ИТОГО 14 26
40
9
«Измерение атмосферного давления в школе и на улице». Атмосферное давление и
медицина. Шприц, пипетка, медицинская банка. Атмосферное давление в жизни человека.
Как мы дышим? Как мы пьём? «Горная болезнь», влияние атмосферного давления на
самочувствие людей. Кровяное давление. Практическая работа «Определение давления
крови у человека».
2. Тепловые явления. (4ч)
Теория – 1ч.
Температура. Термометр. Примеры различных температур в природе.
Практика - 3ч.
Познавательная прогулка. Измерение температуры воздуха в помещении и на улице,
температуры почвы на глубине и поверхности. Фенологические наблюдения. Испарение.
Влажность. Измерение влажности воздуха в помещении и на улице. Водяной пар в
атмосфере. Образование облаков, тумана, росы, инея. Атмосферные осадки: снег, град.
Занимательные опыты и вопросы. «Кипение воды в бумажной коробке». Вечер «Физика за
чашкой чая». Изготовление самодельных приборов.
3. Физика и электричество. (9ч)
Теория – 3ч.
Электрические явления. Электризация тел. Способы соединения потребителей
электрической энергии. Изучение последовательного и параллельного соединения
проводников. Проводники и непроводники электричества. Электрическая цепь и ее
составные части.
Практика – 6ч.
Проект-исследование «Экономия электроэнергии»
Выдвижение гипотезы о важности экономии света. Решение возможных путей экономии
электроэнергии в школе и дома. Атмосферное электричество. Грозовая туча. Молния в
атмосфере. Природа молнии. Какие бывают молнии. Физика линейной молнии. Гром.
Наблюдение шаровой молнии. Как выглядит шаровая молния. Как она себя ведет? Опасна
ли шаровая молния. Как она возникает. Как часто она появляется. О физической природе
шаровой молнии. Взаимное притяжение и отталкивание «Султанов»
Занимательные опыты по электричеству. Новости физики и космоса.
4. Световые явления (6ч)
Теория - 2ч.
Источники света. Распространение света. Роль света в жизни человека. Достижения и
перспективы использования световой энергии Солнца человеком.
Практика - 4 ч.
Исследование: «Свет в жизни животных и человека» «Перспективы использования
световой энергии».
Разложение белого света. Радуга. Радуга глазами внимательного наблюдателя, развитие
представлений и физике возникновения радуги. Ход светового луча в капле дождя.
Объяснение возникновения дополнительной радуги. Чередование цветов в основной и
дополнительной радугах. Влияние размеров и капель на вид радуги. Радуга на других
планетах. Физика и красота
Глаз – живой оптический прибор. Нормальное зрение. Линзы. Глаз как оптическая
система. Дефекты зрения. Очки. Близорукость. Дальнозоркость. Лупа. Микроскоп.
Телескоп. Изучение устройств микроскопа и телескопа. Наблюдения в микроскоп.
Оптические иллюзии. Фотоаппарат. Проектор. Спектроскоп. Изучение устройства
фотоаппарата. Практическая работа. Наблюдение сплошного спектра.
5. Достижения современной физики. (6ч)
Теория - 4ч.
Наноматериалы. Инструменты и методы наномира. Физические и химические свойства
нанообъектов. Наномедицина, наноэлектроника. Нанотехнологии вокруг нас.
10
Примеры товаров, созданных с использованием нанотехнологий и причины их
уникальных свойств. Несмачиваемые и всегда чистые ветровые стёкла, диски колёс и т.п.
Созданные на основе наночастиц оксида титана и серебра поверхности, обладающие
бактерицидными свойствами. Нанокомпозитные материалы. Нанотехнологии в различных
областях производства. Нанотехнологии в энергетике и экологии. Нанотехнологии в
криминалистике и косметике. Динамика развития нанотехнологий в России и за рубежом.
Перспективы мировой наноэкономики. Средства современной связи. Системы
астронавигации (GPS и Глонасс). Физика и военная техника.
Физика в задачах военно-исторических событий Роль физики в победе советского народа
в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Развитие военной техники. 7 Мая - День
радио. Новости физики и космоса.
6. Физика и времена года: физика летом. (11ч)
Теория - 2ч.
Какой месяц лета самый жаркий? Жаркое лето и пчелы. Как и когда правильно срезать
цветы? На качелях "дух захватывает". Опыты на даче. Экскурсия «Физика у водоема».
Закат Солнца. Удивительное в солнечных закатах. Красный цвет заходящего Солнца и
голубой цвет дневного неба. Рефракция света в атмосфере. Небольшой исторический
экскурс. Сплюснутость заходящего солнечного диска. Зеленый луч. Объяснение
появления слепой полосы. Кажущееся увеличение размеров заходящего Солнца.
Физические софизмы и парадоксы. Физические кроссворды и ребусы.
Практика – 9ч.
Изготовление самодельных картин «Физика в веселых картинках». Урок-представление
«Физические фокусы». Защита электронной презентации «Мои шаги в мире науки».

Цели программы

Развить у учащихся познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, исследовательские и экспериментаторские навыки в ходе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний.

Результат программы

 Универсальными компетенциями учащихся являются:

·          умения активно включаться в коллективную деятельность;

·          взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

·          доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;

·          организовывать и самостоятельно проводить практические работы (под руководством учителя).

 

Личностные результаты:

·        сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

·        убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

·        самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

·        мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

·        формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;

·        приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

·        приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.

 

Метапредметные результаты:

·  овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

·  овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;

·  формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

·  приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

·  развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

·  освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

·  формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды.

 

Предметные результаты:

·       феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и качественно объяснять причину их возникновения;

·       умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;

·       научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;

·       научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;

·       умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;

·       умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств;

·       умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;

·       формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей.

Особые условия проведения

Для обучения по данной программе принимаются обучающиеся 12-17 лет на добровольной основе. Предварительная подготовка для зачисления в группу не требуется. Ограничений по состоянию здоровья нет.

Материально-техническая база

1.Основной учебной базой для проведения занятий является кабинет физики  МОАУ «Моготская СОШ».

2.Компьютер с выходом в интернет – 1.

3.Интерактивная доска -1.

4.Фотоаппарат – 1.

5.Лабораторное оборудование и приборы в наборах.

6.Учебные пособия и сборники – задачники.

7.Телескоп учебный - 1.

Стоимость

Персонифицированное финансирование