Программа «Русские Шашки»

В современном обществе целью развития детей является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра - ведущий вид деятельности, в которой ребенок  учится, развивается, растет. Игра в шашки – очень мощный инструмент полноценного развития интеллекта в игровой форме. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при  игре в шашки, сложно переоценить. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение игре в шашки, способствует умению ориентироваться на плоскости; развитию мышления, внимательности, усидчивости, собранности, самостоятельности, запоминанию.

 

В центре современной концепции общего и дополнительного  образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шашки.

Содержание программы

Основной упор на занятиях первого года делается на детальном изучении особенностей шашечной игры.

Тема 1 «Исторический обзор»

Теория. Из истории возникновения шашечной игры. Появление шашек на Руси. Первая книга о шашках на русском языке: «Руководство к основательному познанию шашечной игры, или искусство обыгрывать всех в простые шашки» /1827 г., А.Д. Петров.

Практика. Правила игры. Игровая практика.

Тема 2 «Азбука шашечной игры»

Теория. Шашечная доска. Шашки. Ходы шашек и дамок. Взятие. Цель игры.

Выигрыш партии. Ничейные окончания. Наименование диагоналей шашечной доски. Шашечная нотация и запись партии. Неправильности при ведении партии. Виды и характер соревнований. Системы проведения соревнований. Права и обязанности участников соревнований. Контрольные часы и пользование ими. Время на обдумывание ходов. Учет результатов партии, микроматча. Результаты соревнований. Соревнования по круговой системе. Жеребьевка.

Практика. Ходы шашек и дамок. Взятие. Ничейные окончания. Неправильности при ведении партии.

Тема 3 «Элементарные приемы борьбы»

Теория. Оппозиция. Простейшие приемы выигрыша с помощью оппозиции.

Оппозиция в элементарных дамочных окончаниях. Часто встречающиеся виды оппозиций. Рожон. Размен и темп. Кол и тычок. Любки. Окончания: четыре дамки против одной.

«Треугольник Петрова».

Практика. Простейшие приемы выигрыша с помощью оппозиции. Оппозиция в элементарных дамочных окончаниях. Кол и тычок. Любки. Окончания: четыре дамки против одной.

Тема 4 «Тактика в шашечной партии»

Теория. Понятие о комбинации. Однотипные тактические приемы. Типовые комбинации с использованием колонок. Комбинация «Рогатка». Тактический прием

«Мостик». Комбинации с проходом в дамки, с созданием решета в позиции соперника. Игра на заключение. «Свободный темп». Комбинации, связанные с пропуском соперника в дамки. Типовые удары с проходом на преддамочное поле. Тактические приемы подрыва дамочных полей. Одно и двух ходовые комбинации. Удар «Лестница». – круговой удар. «Круговой удар». «Турецкий удар». Шашечный термин «Шлагбаум». «Столбняк». Виды «столбняка».

Самоограничение в русских шашках. «Распутье» в шашках. «Петля», «Переплет в русских шашках. Шашечный термин «Вилка». Простейшие позиционные приемы  выигрыша шашки. Тактические приемы выигрыша изолированных шашек. Простейшие виды экономичных связок. Жертва шашки с целью прорыва в дамки. Понятие о финальном ударе. Финальные удары с 1-й – 6-й горизонталей.

Практика. Комбинация «Рогатка». Тактический прием «Мостик». Комбинации с проходом в дамки, с созданием решета в позиции соперника. Комбинации, связанные с пропуском соперника в дамки. Типовые удары с проходом на преддамочное поле.

Тактические приемы подрыва дамочных полей. Одно и двух ходовые комбинации. Удар

«Лестница». «Круговой удар». «Турецкий удар». Шашечный термин «Шлагбаум».

«Столбняк». «Распутье» в шашках. «Петля», «Переплет в русских шашках. Отработка комбинации «Вилка». Простейшие позиционные приемы выигрыша шашки. Тактические приемы выигрыша изолированных шашек. Простейшие виды экономичных связок.

Тема 5 «Позиционная борьба»

Теория. Центр и его значение. Сильные и слабые шашки. Упор и его значение. Угроза. Жертва и угроза. Борьба дамок и простых.

Практика. Отработка комбинаций.

Тема 6 «Теория начал»

Теория. Понятие о дебюте. Дебюты после 1.c3-d4… . Другие начала. Короткие партии. Дебютные ловушки.

Практика. Короткие партии. Дебютные ловушки.

Тема 7 «Классификационные турниры» без теории и практики.

Теория. Понятие о «классификационных турнирах».

Практика. Участие детей в классификационных турнирах. Анализ участия.

Цели программы

Обучение детей основам теории и практики игры в русские шашки.

Результат программы

По окончании первого года  обучающиеся должны:

1. Знать - правила игры, стадии партии, принципы равновесия сил, понятия оппозиции, размена, темпа, наиболее простые, часто встречающиеся ловушки в начале партии. Простейшие приемы выигрыша шашки, понятия «угроза», «застава», «столбняк», построение «петель» в окончаниях, «треугольник Петрова», три отличия международных шашек от русских, что такое концовка, задача, этюд.

 

2. Уметь - применять правила игры на практике рассчитывать соотношение сил в любой момент партии, производить размены, проводить простейшие комбинации, ставить известные ловушки и самому не попадаться на них, доводить до конца простые выигрышные окончания, выигрывать окончания построением «треугольника Петрова», решать одноходовые и двухходовые концовки, играть в международные шашки.

Особые условия проведения

В объединение принимаются все желающие без специального отбора, независимо от их способностей и умений в возрасте детей от 7 до 10 лет.

Материально-техническая база

Работа по программе ведется с учетом имеющихся условий материально технического обеспечения МБУ ДО «ЦДТ»:

- Учебный кабинет для занятий, с наполняемостью в  соответствии всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;

- оборудовано для работы: столы, стулья, шашечные доски, шашки, методическая литература.