IQ-стратег

Шахматы – древняя логическая игра, сочетающая в себе развлекательный и развивающий аспекты. Многие родители, педагоги и психологи утверждают, что игра развивают логику, аналитические способности, тактическое и стратегическое мышление ребёнка. Вникая в суть, дети становятся более усидчивыми, спокойными и рассудительными.

Шахматы — не цель, а средство для воспитания ребёнка. Учим оценивать ситуацию и принимать верные решения, мыслить стратегически и успешно справляться со всеми вызовами современного мира.

Программа “ IQ - стратег ” базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а также творческой самореализации детей.

 

преподаватели

Удинцева Ирина Игорьевна, учитель математики и информатики

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. История происхождения шахмат

Теория: Знакомство с содержанием программы. План работы на год.  Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете, на улице. Правила дорожного движения.

История происхождения шахмат. Легенды о шахматах. Великие шахматисты мира

Тема 2. Первоначальные понятия Тактика.

Теория: Шахматная доска. Линии шахматной доски.   Название фигур. Начальная позиция. Ходы фигур. Взятие на проходе. Нападение. Защита. Значение короля. Шах. Способы защиты от шаха. Ценность фигур. Мат. Наиболее характерные комбинационные возможности различных фигур.  Комбинации коневые, пешечные, основанные на диагональном действии слонов, тяжелофигурные комбинации, основанные на взаимодействии фигур.

Практика: Поставить мат друг другу. Выполнить задания, используя компьютерные программы: «Шахматы в сказках», «Динозавры учат шахматам», «Шахматная школа для начинающих». Самостоятельно найти решения в нескольких комбинациях, рассмотреть эти решения на демонстрационной доске. Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Шахматная школа для начинающих», «Шахматная тактика», «Шахматная школа для шахматистов IV – II разрядов», «Шахматные комбинации», «Шахматные задачи».

Тема 3. Стратегия.

Теория: Атака на короля. Методы атаки на короля, при односторонних, разносторонних рокировках, а также не рокировавшего короля. Открытая линия. Захват открытой линии тяжёлыми фигурами.  Возможность вторжения в лагерь противника. 7-я (2-я) горизонталь. Эффективность вторжения по открытым линиям на 7-ю (2-ю) горизонтали.

Тема 4. Блиц – турниры.

Практика: Провести турнир с контролем времени на партию по 5 минут каждому участнику.

Тема 5. Конкурс решения задач.

Практика: Провести конкурс решения задач. Поощрить победителей. Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Шахматные задачи», «Шахматные комбинации».     

Тема 6. Турниры.

Практика: Провести турниры внутри группы, включая «Шахматный турнир семейных команд». Участвуют в соревнованиях районных, городских, международных. Выполняют задания, используя компьютерную программу: «Шахматная школа для шахматистов IV – II разрядов».

Тема 7. Сеанс одновременной игры.

Практика: Провести сеанс одновременной игры. В начале и в конце учебного года.

Тема 8. Итоговое занятие.

Практика: Провести промежуточную аттестацию учащихся.

Цели программы

развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.

Результат программы

По окончании первого  года обучения учащиеся:

Результаты обучения (предметные результаты)

- будут иметь представление об элементарных понятиях шахматной игры

- будут иметь знания о классификации дебютов;

- будут уметь: применять элементарные тактические приемы и приемы эндшпиля

Результат воспитывающей деятельности

- будет создана положительно эмоционально окрашенная атмосфера в группе;

- будет воспитан волевой характер;

- будет воспитана целеустремлённость, трудолюбие.

Результат развивающей деятельности (личностные результаты):    

- будут развиты: память, внимательность, мышление (наглядно-образное); волевые качества личности.

- будет сформирован самоконтроль

Материально-техническая база

кабинет «Точки роста» с возможностью использования компьютеров, мультимедиапроектора, экрана, принтера, звуковых колонок, шахматного оборудования.