"Безопасное колесо"

Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья обучающихся. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах, когда с раннего детства ребёнок знакомится со сложной техникой, когда он становится участником дорожного движения, встаёт проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований дорожного движения. К сожалению, изучение Правил дорожного движения (ПДД) в курсе ОБЖ и во внеклассной работе классных руководителей в полной мере не даёт положительного результата в безопасном поведении детей на дорогах.  Программа  «Безопасное колесо» способствует воспитанию полноценного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры у детей и выработку правильных навыков и привычек поведения на проезжей части.

Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Как научить ребёнка сознательно относится к выполнению Правил дорожного движения? Можно читать лекции, проводить беседы, ставить спектакли, проводить викторины и различные соревнования, применять иные формы обучения, но всё это необходимо соединить в единую целостную систему непрерывного обучения детей.

Важно решить вопросы комплексно, воссоединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания. Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличения интенсивности движения на автодорогах. В учебных планах и регионального, и федерального уровня отсутствуют часы на изучение правильного вождения велосипеда. А ведь каждый второй школьник имеет велосипед и после самостоятельного обучения ребёнок, слабо владея навыками вождения на велосипеде и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую часть, становясь потенциально опасным водителем или потенциальной жертвой. Данная программа подразумевает именно подготовку юных велосипедистов к безопасному движению на дороге.

преподаватели

Вивчар Анатолий Анатольевич, педагог дополнительного образования.

Содержание программы

Содержание программы.

1. Вводное занятие (2 часа). Теория. План работы кружка. История велосипеда. Виды и классы велосипедов. Виды велоспорта. Знакомство с группой. Организационные вопросы. Техника безопасности  (см. приложение  №1).  Планы на текущий учебный год. Ознакомление с образовательной программой. Просмотр фото - и видеоматериалов.

2. История правил дорожного движения. (12). Теория. История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках. Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход». Составление викторины по истории ПДД. Практика.  Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.

3. Изучение правил дорожного движения. (24). Теория. Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.

Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты. ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.

ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. ПДД для пешеходов. ПДД для пассажиров. ПДД для велосипедистов.

4. Участники дорожного движения. (4). Теория. Правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. Экскурсия: «Какие мы пешеходы. Виды общественного транспорта. Посадочные площадки правила поведения в салоне транспорта. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. Дорожные ловушки. 

Практика. Фигурное вождение велосипеда.

5. Дорожные знаки. (28).Теория. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Просмотр видеофильма. Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка. Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. 

6. Общее устройство велосипеда. Техническое обслуживание, сборка и разборка велосипеда (8 часов).Теория. Основные части велосипеда, их назначение, расположение, взаимодействие. Роль тормозов, звукового сигнала. Важность содержания транспортного средства в хорошем техническом состоянии. Значение исправности тормозов.

Практика. Сборка и разборка велосипеда. Замена колеса. Умение разбортовать колесо, найти повреждение камеры, забортовать колесо. Умение регулировать руль, седло. Смазка цепи, звездочек. Способы определения и устранения возможных неисправностей.

7. Учебная езда на велосипеде (28 часов). Вводный инструктаж. Практические занятия по удержанию равновесия, езде по прямой асфальтированной дорожке. Езда с ускорением. Правильное начало движения и торможение. Разгон по прямой. Отработка техники старта. Способы торможения. Прохождение прямых на максимальной скорости (без заноса).

8. Основы оказания первой доврачебной помощи (26 часов)
Первая доврачебная помощь. Приёмы оказания доврачебной помощи. Понятие о травмах и объёме первой помощи. Раны и кровотечение. Травматический шок. Синдром длительного сдавливания. Правила наложения повязок при ранении и кровотечении. Закрытые травмы. Повреждение головы и лица. Повреждение груди. Повреждение органов брюшной полости. Повреждение позвоночника. Повреждение конечностей. Электротравма. Ожоги. Обморожение. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца. Практика: Первая помощь при травмах.
Первая помощь при травматическом шоке.
Первая помощь при синдроме длительного сдавливания.
Первая помощь при электротравме, ожоге и обморожении.
Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.
Просмотр фото- и видеоматериалов.

9.Итоговое занятие (12часа).Организация, подготовка проведение, участие в конкурсных мероприятиях. Участие в акциях по пропаганде безопасного движения. Игра: «Карта дорог»

Планируется участие воспитанников детского объединения в конкурсе "Безопасное колесо" (на окружном этапе).

В качестве итогового контроля в конце учебного года проводятся занятия на поиск решения ситуационных задач, а также итоговое занятие на компьютерном тренажере по ПДД.

 

Цели программы

Цель программы:

Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения; расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.

 

Результат программы

-расширят общий кругозор по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;

-изучат правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;

-приобретут навыки управления велосипедом в условиях дорожного движения;

-обучиться фигурному вождению велосипеда;

-сформируется грамотная культура участника дорожного движения;

 учащихся овладеют устойчивыми навыками соблюдения и выполнения правил дорожного движения.

Материально-техническая база

Велосипеды-8 штук, защита - 8 комплектов, магнитная доска, магнитные макеты транспортных средств, видеофильмы, презентации, фото материал, маркеры, цветные карандаши, фломастеры, бумага, мультимедийный проектор,  ноутбук.