"Музейное дело"

Актуальность. Новизна. Педагогическая целесообразность.

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Музей – это место, где развлечение совмещается с познанием, место, которое помогает по-новому взглянуть на вещи. Школьный музей сегодня все в большей степени становится тем институтом, который позволяет транслировать и укоренять в жизни базовые ценности общества. Через приобщение к отечественной истории и культуре происходит осознание ребенком собственной личности. Музей вызывает интерес к прошлому народа, к памятникам старины. Школьный музей может и должен соединить разорванную связь между поколениями, эпохами. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве.  Ныне можно обратиться к ранее «запретным» темам. Одним из ключевых направлений исследования становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь «близких» людей, земляков, членов семьи, изучение повседневности, обыденной жизни с её живыми подробностями. Шире стали использоваться архивные документы, в том числе бывших закрытых фондов, материалы «спецхранов» музеев и библиотек. Появилась возможность слушать и записывать воспоминания  и рассказы тех, кто многие годы вынужден был молчать. Собираемая информация и материалы значительно пополняют фонды школьного музея. А их анализ, исследование,  презентация, оформление позволяет обучающимся формировать различные полезные компетенции.  Данная программа «Музейное дело»  направлена на формирование гражданственности  и патриотизма у подрастающего поколения, т.к. её материалы включают изучение истории школы на фоне исторических событий  целого столетия, героических судеб выпускников школы.

преподаватели

Иванкина Л.С.

Содержание программы

Курс изучения включает: Введение. Цели, задачи музейного дела. Формы участия в туристско-краеведческой деятельности школьного музея. Организация работы школьного музея. Планирование деятельности. Комплектование и учёт фондов школьного музея, работа с архивами. Учёт и описание музейных предметов. Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов. Экспозиции школьного музея,  их виды. Экспозиционная работа, её особенности. Из истории нашего села.  Родной край в истории  государства Российского. Летопись школы. Создание и пополнение. Моя семья в истории малой родины. Военная слава земляков. Подготовка и проведение лекций, классных часов
Исследовательская деятельность юного краеведа. Виртуальный музей.

Цели программы

Создание деятельного коллектива единомышленников, знающих и любящих свой край, уважающих славное прошлое народа, умеющих ценить и понимать настоящее.

Результат программы

Личностными  результатами программы является формирование следующих умений: целостный,  социально ориентированный взгляд на мир; ориентация на успех в учебной деятельности; способность к самооценке на  основе критерия успешной деятельности; активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять дисциплинированность,  трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Метапредметными  результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД: умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия; планирование общей цели и ее достижения; распределение функций и ролей в совместной деятельности; конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля; оценка собственного поведения; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и др. людей.

Познавательные УУД: добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт; перерабатывать полученную информацию, делать выводы; предлагать свои идеи; устанавливать причинно - следственные связи.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные средства  для  решения различных задач; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; учитывать разные мнения и стремиться  к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе.

Материально-техническая база

Школьный  музей  оборудован выставочными витринами, стеллажами, на которых представлены экспонаты.

 - видеомагнитофон, телевизор, *экспонаты музея, включающие: фотоматериалы о создании и развитии села, школы, библиотечка книг и брошюр, октябрятская, пионерская и комсомольская атрибутика, коллекция значков, монет