"Весёлый оркестр"

Актуальность программы в том, что занятия в ансамбле шумовых инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для учащихся. Занятия ансамбля детских шумовых инструментов во многом помогают решить эту проблему. Наличие ансамбля расширяет сферу музыкальной деятельности школьника и повышает его интерес к музыке. Это способствует совершенствованию и развитию музыкальных и творческих способностей ребёнка.

Педагоги

Кондратенко Лариса Викторовна, учитель начальных классов

Содержание программы

1.      Вводное занятие «Юные оркестранты»

Теория. Программа, содержание работы и задачи ансамбля.

Практика: Проверка музыкальных данных. На примерах простых упражнений (прохлопать, протопать, пропеть), детям в игровой форме (игра «Эхо», «Обезьянки») даётся задание повторить за педагогом показанное. Определяется уровень развития музыкальных способностей каждого ребёнка индивидуально и группы в целом, что даёт возможность педагогу определить уровень сложности заданий для дальнейших занятий с данной группой и поможет продиагностировать ожидаемые результаты в конце учебного года.

2. Оркестр русских народных инструментов

Теория. Знакомство с оркестром русских народных инструментов (струнные, духовые и шумовые группы инструментов).

Практика. Просмотр фрагментов выступлений оркестров (видеофильм). Знакомство с музыкальными шумовыми инструментами.

3.      Погремушка как музыкальный шумовой инструмент

Теория. Знакомство с историей создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Разнотембровые погремушки. «Озорные погремушки» (как изготовить самодельные погремушки).

Практика. Постановка исполнительского аппарата - корпуса, рук (разминка). Освоение основных приемов звукоизвлечения (встряхивание). Работа над музыкальным произведением. Игра в ансамбле.

4.      «Вот как дружно в бубен бьем - никогда не устаем».

Теория. Знакомство с историей создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Разновидности бубнов. Звукообразующий элемент: перепонка - перепончатые.

Практика. Освоение основных приемов звукоизвлечения (встряхивание и удар пальцами рук, удар о ладонь). Работа над музыкальным произведением. Игра соло и в ансамбле.

5.      «Пусть играет шумно, четко - деревянная трещотка!»

Теория. Знакомство с историей создания.  Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Звукообразующий элемент: пластина - пластинчатые. Прием игры «Волна». Трещотка малая. Трещотка большая.

Практика. Разминка рук без инструмента - игра «Шофер». Постановка исполнительского аппарата - корпуса рук. Освоение основных приемов звукоизвлечения (толчок, сжимание и удар пластин друг о друга). Игра соло и в ансамбле.

6.       «Вятские, смоленские - ложки деревенские».

Теория.  Знакомство с историей создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Ложки деревянные как музыкальный инструмент. Основные приемы игры (видеофильм).

Практика. Постановка исполнительского аппарата - корпуса рук (разминка). Освоение приемов игры на двух ложках: удар одной ложки о другую, «Маятник», «Мячики», «Трещотка», «Плечики», «Коленочки», «Качели», «Дуга», «Глиссандо», «Линеечка», «Солнышко», «Круг», «Капельки». 

7.      Народный фольклор.  Русский народный костюм.

Теория. Знакомство с историей появления первых русских народных песен. Народные приметы. Народный фольклор о русских народных инструментах. Рассказ о русском костюме.

Практика. Ритмическая тренировка: потешки, прибаутки, заклички, частушки, стихи. Работа над русскими народными произведениями. Игра соло и в ансамбле.

8.      Ансамбль (народный).  Путешествие по звукам. Импровизация.

 Теория. Знакомство с ансамблем (народным).

Практика. Просмотр фрагментов выступлений ансамблей (видеофильм).

Практика. Исполнение и запись несложных ритмических композиций с использованием текстов и шумовых инструментов.

Практика. Игра по дирижёрскому жесту.

Практика. Развитие сенсорных музыкальных способностей.

9.  «Играй, наш ансамбль». 

Практика. Коллективная игра в ансамбле. Исполнительские навыки игры на шумовых инструментах. Разучивание музыкальных произведений с ансамблем шумовых инструментов.

   10. Итоговое обобщающее занятие

Практика. Импровизированные номера.

11.  Отчетное выступление. Практика. Выступление.

Цели программы

развитие музыкально - ритмических и творческих способностей, учащихся через игру на шумовых народных инструментах, формирование эмоционально - радостных ощущений от активного участия в музицировании.

Результат программы

К концу обучения в ансамбле шумовых инструментов дети должны 

знать:

1.   Элементарные музыкальные понятия:

         свойства звука,

         динамические оттенки,

         темп, ритм.

2.   Отличие между музыкальными и шумовыми инструментами и историю их создания.

3.   Календарные праздники и обряды.

4.   Основы сценического поведения.  

уметь:

1.       Владеть исполнительскими навыками на шумовых инструментах.

2.       Исполнять в ансамбле несложные народные мелодии.

3.       Проявлять интерес к детскому фольклору.

Особые условия проведения

В творческое объединение принимаются дети по желанию. Никакой специальной подготовки детей не требуется. В группе могут заниматься дети с ОВЗ.

Материально-техническая база

·         Материально – техническое обеспечение:

Для осуществления программы есть помещение для занятий по программе, кабинет оборудован:

 *проектор – 1, компьютер – 1, экран – 1, видеомагнитофон – 1, телевизор – 1; набор музыкальных шумовых инструментов – погремушки, трещотки, бубны,  кастаньеты, различные маракасы, треугольники, тарелки разных размеров, барабаны, детские металлофоны, ксилофоны (в расчете на количество обучающихся); подбор музыкальных произведений для разучивания с детьми (репертуар – разнообразный, доступный, охватывающий музыку различных стилей и направлений);