Программа «Моделирование из бумаги»

Невозможно перечислить всех достоинств моделирования из бумаги в развитии ребенка. Бумаги как материала, очень доступна, а простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой: сгибание, складывание, вырезание, надрезание, склеивание, скручивание, пригибание. Моделирование из бумаги развивает у детей способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

 

Моделирование из бумаги имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса, стимулирует развитие памяти, так как ребенок должен запомнить последовательность изготовления изделия. Моделирование из бумаги совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Знания и умения, приобретенные детьми на занятиях, будут полезны и во взрослой жизни. 

преподаватели

Саранская Людмила Васильевна, педагог дополнительного образования детей высшей квалификационной категории.

Содержание программы

1.  Вводное занятие.

Теоретическая часть: Знакомство обучающихся с дополнительной образовательной программой по техническому творчеству «Моделирование из бумаги» (разделами, расписанием занятий, требованиям к занятиям).

Инструкция по ТБ и охране труда, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, правилам дорожного движения.

Материалы и инструменты. Свойства бумаги (исследование). Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и применении. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия), с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея.

Практическая работа: Изготовление изделий на тему «Моя любимая поделка» с целью выявление интересов учащихся. Игры с поделками. Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого контура.

 

2. Оригами.

Теоретическая часть: Конструирование поделок путём сгибания бумаги. Тестирование. История оригами. Условные обозначения, применяемые в оригами. Схемы в оригами. Термины, применяемые в оригами. Базовые формы оригами. Базовая форма «Треугольник», «Квадрат». Базовая форма «Катамаран».  Модели оригами из «Катамарана». Почему лодка не тонет? Базовая форма Плавающие модели.

Практическая работа: Конструирование коробочки для подарков, лисенок, плавающие модели (катамаран, лодка).

 

3. Конструирование.

Теоретическая часть: Конструирование моделей игрушек из плоских деталей. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: при помощи клея, при помощи щелевидных соединений «в замок». Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Конструирование макетов технических объектов из плоских деталей. Конструирование настольных объёмных открыток. Деление круга на 2, 4 части. Деление квадрата, прямоугольника на 2, 4 равные части путём сгибания и резания.

Знакомство с разверткой. Изготовление развертки коробочки, куба. Конструирование домика-открытки.

Практическая работа: Открытка-собачка, открытка-зайка, Конструирование домика из коробочки.

 

4. Паперкрафт.

Теоретическая часть: Виды полигонального моделирования. Схемы для моделирования.

Практическая работа: Работа с интернет-ресурсами. Выбор модели. Подготовка развертки.  Сборка изделия. Фигурки животных.

 

Цели программы

Развитие творческих способностей, обучающихся посредством знакомства и вовлечения их в занятия техническим творчеством. Формирование у детей начальных технических знаний и раскрытие творческого потенциала путем приобщения к конструированию из бумаги.

Результат программы

В результате освоения программы обучающийся должен обладать следующими знаниями.

Когнитивные:

– знание правил техники безопасности;

– знание терминологии;

– сформированность практических навыков в области технического творчества и владение разными техниками изготовления поделок из бумаги.

Мотивационно-ценностные:

– уважительное отношение к труду, старательность;

– умение сформировать собственную позицию, учитывать мнение и интересы других, работать в коллективе. 

Деятельностные:

- умение планировать свою деятельность;

- проводить подготовительную работу (подбирать материал, инструменты, приспособления и т. д.); 

- умение организовать своё рабочее место, пользоваться инструментами и приспособлениями;

- владеть базовыми техниками и приемами, представленными в программе.

Особые условия проведения

В течение учебного года формируются три группы обучающихся разновозрастного состава 10-13 лет, без какого-либо отбора и конкурса.

Материально-техническая база

- помещения: учебный кабинет для проведения групповых и индивидуальных занятий; актовый зал для проведения отчетных выставок и итоговых мероприятий;

- оборудование: линейка; простой карандаш; канцелярский нож, ножницы – большие и маникюрные, коврик для моделирования;

- материалы: бумага офисная белая, бумага цветная, бумага плотностью 160 – 200 г/кв.м, картон плотностью 350 г/кв., цветные блоки для записей (форма квадрат), клей «Момент», клей-карандаш, зубочистка; салфетки; выкройка-развертка;

- рабочая коробка обучающегося, в которую входят следующие инструменты: тетрадь, простой карандаш; ножницы – большие и маникюрные, коврик для моделирования.