Программа «Школа макраме»

  • (2)

Интерес к плетению как виду рукоделия не ослабевает в течение многих столетий. В России макраме завоевывает все больше и больше поклонников. Декоративные качества плетёных изделий, разнообразие материалов, сравнительная легкость выполнения - все это делает макраме популярным, доступным детям, вызывает у ребят интерес к технике плетения, к истории его происхождения и возможностям развития. А главное то, что этот вид народного творчества не требует какого-либо специального приспособления. Основным «орудием производства» являются умелые руки.

 

Обучение по программе основано на принципах личностно-ориентированного обучения детей и педагогики развития, в центре внимания которых - личность ребёнка, реализующего свои возможности. Программа предусматривает индивидуализированный подход, учитывает возрастные и психофизиологические особенности обучающихся. Также данная программа позволяет реализовать задачи развития посредством макраме и имеет потенциальные возможности для развития креативного мышления и компетенций, наиболее востребованных на рынке труда. 

преподаватели

Саранская Людмила Васильевна, педагог дополнительного образования детей высшей квалификационной категории.

Содержание программы

Ознакомительный уровень

1. Вводное занятие

Знакомство с группой. План работы. Распределение обязанностей. Правила техники безопасности. Историческая справка об искусстве плетения в технике макраме.

Первичный контроль: определение исходного уровня знаний и умений (беседы, опрос).

2. Азбука макраме

Теория. Подготовка к работе: Материалы для плетения. Конструктивные детали. Декоративные детали. Виды приспособлений для крепления нитей.

Практическая работа: Крепление нитей на основе (поделка «Гномик»); плетение образцов узлов, узоров и цепочек, браслета Шамбала, выполнение брелоков на основе плоских узлов («Стрекоза», «Человечек», «Совенок»), сувенира «Собачка», плетение цветов, создание композиций из плетеных цветов (панно).

Альтернативные работы: подвеска для кулонов, брелок «Ёлочка», сувенир «Сова», кошелек-кулон, пояс, подвеска для цветов.

Базовый уровень

Теория: Полезные советы: Как рассчитать длину нити. Если нить порвалась. Как отпарить готовое изделие.

Практика: Решение задач на расчет длины нити. Соединение оборванных концов нити при помощи клея, при помощи швейных пренадлежностей. Влажно-тепловая обработка готового изделия.

Теория: Вспомогательные узлы и узоры: узел «через руку», «простой узел», узелковая цепочка, узел «горизонт», узел «фриволите», китайский узел «Лотос». Композиционные узлы: узел «Пуговка», «Минутка», Японский узел.  Орнаментальные узлы: узел «Жозефина», «Близнецы», Турецкий узел. 

Практическая работа: плетение образцов узлов, узоров и цепочек, сувениров: «Черепашка», «Паучок», закладка.

Альтернативные работы: сувенир «Пчелка», декоративное панно.

Первичная диагностика: работа с кроссвордами; игра «Найди и назови», «Угадай и сплети», оформление «Индивидуального маршрута» (на протяжении всего учебного года).

3. Грамматика макраме

Теория: Приемы начала работы: «Ловушка», плетенное кольцо, «Пико». Как мягкую нить сделать жесткой. Окрашивание нитей и закрепление цвета. Приемы окончания работы: бахрома, узел «Капуцин», шары, бусы, кисточка, «чистый край» (с кисточкой, с петелькой, с пико, уголки из вертикальных узлов). Приёмы исправления недостатков в работе и материале. Приемы расширения плетеного полотна: при помощи горизонтальных репсовых узлов, при помощи вертикальных репсовых узлов, при помощи квадратных узлов.

Практическая работа: плетение образцов приемов начала и окончания работы, плетение образцов расширения плетеного полотна; плетение закладки, плетение подвески для цветов, плетение простого кашпо; панно-кармашек для карандашей; окрашивание нитей, закрепление цвета.

Альтернативные работы: брелок для ключей, подставка под горячее, панно «Корзина с цветами».

Текущий контроль: определение уровня усвоения изучаемого материала (устный опрос, индивидуальные собеседования, тестовые задания, текущие выставки).

Цели программы

Развитие творческих способностей и познавательной сферы детей путем приобщения к народному творчеству посредством узелкового плетения.

Результат программы

По окончании обучения обучающийся должен знать:

– правила поведения, технику безопасности на занятиях;

– историю узелкового плетения;

– способы крепления нитей на основе;

– приемы плетения основных и вспомогательных узлов и узоров;

– приемы начала и окончания работы;

– приемы расширения плетенного полотна;

– приемы укорачивания длинных концов, наращивания коротких;

– способы окрашивания нитей;

должен уметь:

– правильно организовать свое рабочее место;

– плести основные и вспомогательные узлы и узоры;

– изготавливать простые изделия в технике макраме;

– выполнять работы для выставок.

В результате занятий по программе «Школа макраме» обучающиеся приобретают определенные результаты:

Личностные:

- воспитание интереса к самому себе, формирование культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания;

- воспитание культуры общения и поведения.

Метапредметные:

- развитие наблюдательности, технического мышления;

- развитие аккуратности, трудолюбия.

Предметные:

- развитие познавательного интереса к технике плетения макраме;

- приобретение знаний умений и навыков, необходимых для овладения техникой плетения макраме и технологии изготовления простых изделий.

Особые условия проведения

Для занятий по образовательной программе формируются две группы обучающихся разновозрастного состава. Возраст детей, участвующих в реализации программы: первая группа 6-8 лет, вторая группа 9-11 лет.

Материально-техническая база

- помещения: учебный кабинет для проведения групповых и индивидуальных занятий; актовый зал для проведения отчетных выставок и итоговых мероприятий;

- оборудование: подушки для плетения, ножницы, булавки и иглы, крючки;

- материалы: клей ПВА, клей «Момент», вязальные нитки, шнуры, джутовый шпагат, фурнитура, линейка, проволока, текстиль;

- рабочая коробка обучающегося, в ко­торую входят следующие инструменты: тетрадь, ножницы, шариковая ручка, нити для плетения, булавки, узкий скотч, фурнитура.