Программа кружка «Оригами»

Программа «Оригами» имеет  научно - познавательную направленность и   предназначена для внеурочной деятельности по математике с учащимися 5-6  классов.  Для обеспечения занятий по моделированию  материалы взяты из сайтов: http://zvzd3d.ru/FromBumaga.html/; https://www.youtube.com/watch?v=Pku1_MXT0cQ

Продолжительность обучения составляет 1 год. Занятия проходят в группе из 15-25 учащихся 2 раза в неделю.

Актуальность выбранного курса заключается в том, что применение оригами при изучении некоторых тем геометрии является одним из эффективных средств развития познавательного интереса школьников. Оригами при изучении геометрии выступает важнейшим средством, стимулирующим мышление, фантазию и предпосылки к творческой деятельности.

Практическая значимость.

Основная идея дополнительной общеразвивающей программы по математике – помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её.

Оригами обладает такими особенностями как возможностью контролирования процесса создания модели на каждом этапе; развивает вербализацию (рефлексию собственной работы); предполагает фиксацию основных моментов работы; использует все основные геометрические понятия и позволяет сочетать планиметрию и симметрию.

Связь с предметами.                                            

Оригами даёт возможность практически построить наглядную модель евклидовой геометрии и научиться работать на ней; говорить об одних и тех же фактах на разных математических языках (оригами, геометрии, арифметики…); развивать  пространственные представления учеников; соединить изучение плоских (пространственных) фигур и арифметических действий; пересмотреть последовательность изучения геометрического материала в рамках дополнительного образования, учитывая исторические связи и современные возможности.

Новизна.

При помощи оригами можно улучшить и сделать прочными геометрические знания и умения учащегося, то есть закрепить геометрические понятия. Особенно использовали оригами для обучения таким понятиям, как «плоскость», «геометрическое тело» и их взаимоотношения.

преподаватели

Фертих-Бубенко Наталья Александровна, учитель математики

Содержание программы

1.    Вводное занятие. Виды многогранников. Архимедовы и Платоновы тела.

Провести инструктаж по ТБ во время работы, соблюдение порядка на рабочем месте. Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Рассказать учащимся об истории оригами, видах бумаги и картона. Объяснить, зачем нужны человеку во время работы помощники. Находить и различать инструменты, приспособления, материалы. Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами. Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты, приспособления и материалы, убирать рабочее место. Называть освоенные виды деятельности, соотносить их с освоенными умениями. Прогнозировать результат своей деятельности.

 2.    История бумаги. Виды бумаги, инструменты. Азбука оригами и условные обозначения.

Рассмотреть историю возникновения бумаги. Виды бумаги: для письма: писчая, потребительская, цветная, тетрадная, почтовая, нотная;  бумага для черчения: ватман, калька бумажная (тонкая, прозрачная, с высокой степенью  проклейки); масштабно-координатная. От других видов бумаги масштабно - координатная отличается тем, что на поверхности ее нанесено графление в виде сетки из линий различной толщины.бумага для офисной техники предназначена для лазерных принтеров, копировальных и факсовых аппаратов;картон по назначению может быть переплетным, упаковочным, обувным, электротехническим и других видов.

Практическое занятие: знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, схемы, термины и приёмы. Классические модели. Практическая работа: разметка на бумаге, нанесение рисунка на бумагу. Ученики учатся не только изготавливать работы по образцу, но и составлять свои собственные композиции. Понятие «базовые формы».

 3. Моделирование многогранников с помощью разверток

Виды многогранников. Архимедовы и Платоновы тела.

Практическая часть. Изготовление шаблонов. Различные развертки куба. Моделирование куба. Моделирование путём прямого повторения за учителем  - его рассказом и показом - необходимых действий. Построение  развертки  тетраэдра. Моделирование тетраэдра. Построение развертки  четырехугольной пирамиды. Моделирование пирамиды. Построение развертки октаэдра.  Моделирование октаэдра. Развертка додекаэдра. Изготовление календаря в форме додекаэдра. Изготовление календаря в форме додекаэдра с ромбическими гранями. Моделирование платоновых и архимедовых тел. Составление выкройки. Основные приёмы работы с бумагой. Звездчатые многогранники. Развертки тел Кеплера – Пуансо (http://zvzd3d.ru/FromBumaga.html). Моделирование многогранников Кеплера – Пуансо.

4. Модульное моделирование многогранников.

Виды и свойства бумаги. Форма листа бумаги для модулей. Виды модулей. Изготовление модулей. Моделирование многогранников с помощью модулей. Моделирование звёздчатых многогранников. Принципы моделирования. Изготовление модели –трансформера "раскрывающийся цветок".  Моделирование произвольного многогранника. Моделирование многогранников Кеплера – Пуансо.

Практическая часть. Выполнение фигурок оригами. Аккуратность в работе. Причины возникновения дефектов и меры их предупреждения. Способы соединения деталей. Исследуют (наблюдают, сравнивают, сопоставляют) свойства материалов. Осваивать способы и правила работы с материалами. Анализируют изделие, планируют последовательность его изготовления под руководством учителя. Корректировать изготовление изделия. Оценивают выполняемое изделие. Соотносят форму и цвет с реальными объектами.

 5. Жесткое конструирование.

Моделирование платоновых и архимедовых тел из трубочек. Моделирование трубогранников. Моделирование звёздчатых многогранников. Принципы моделирования. Игрушки, собранные без клея на основе додекаэдра. Моделирование природных кристаллов. Игрушки на основе додекаэдра, его половинки и икосаэдра. Моделирование многогранников Кеплера – Пуансо.

Практическая часть. Выполнение фигурок. Аккуратность в работе. Причины возникновения дефектов и меры их предупреждения. Способы соединения деталей. Исследуют (наблюдают, сравнивают, сопоставляют) свойства материалов. Осваивать способы и правила работы с материалами. Анализируют изделие, планируют последовательность его изготовления под руководством учителя. Корректировать изготовление изделия. Оценивают выполняемое изделие. Соотносят форму и цвет с реальными объектами.

 6. Выставка работ. Презентации.

Учащиеся приносят свои работы. При обсуждении творческих результатов обучающиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. Активизируется общение детей. Высказывают свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников и критические замечания о работах. Дают самооценку выполненным работам. Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?». Выставка изделий, изготовленных в течение года.

Цели программы

ЦЕЛЬ: формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету; углубить знания, умения и навыки, полученные на занятиях; научить самостоятельно добывать знания из дополнительной литературы; развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся и их творческих способностей; воспитание настойчивости, инициативы, целеустремлённости; воспитывать навыки самоконтроля, привычки и рефлексии; повышение познавательного интереса; развитие логического мышления и математической речи.

ЗАДАЧИ: показать широту применения математики в жизни; расширить кругозор учащихся путём экскурса в прошлое; воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики в оригами; знакомить с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами; формировать умение видеть красоту посредством изготовления и демонстрации изделий; оказать конкретную помощь обучающимся в конструировании фигур; создавать возможность активной исследовательской деятельности учащихся; создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности; воспитывать способность к взаимопомощи и сотрудничеству; пополнять интеллектуальный запас историко – научных знаний; создавать подвижные зрительные образы в качестве основы для осознанного овладения математическими фактами.

Результат программы

В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:

·         положительное отношение к учению;

·         желание приобретать новые знания;

·         способность оценивать свои действия;

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:

·         соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.

·         соблюдать правила организации рабочего места.

·         соблюдать правила бережного использования бумаги.

·          эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.

·         анализировать информацию, полученную из разных источников.

·         научатся различным приемам работы с бумагой.

·         будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

·         научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

·         создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами; 

·         будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

 В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:

·         принимать и сохранять учебную задачу;

·         работать по плану;

·         адекватно оценивать свои достижения.

В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся: 

·         вести диалог с учителем и одноклассниками;

·         задавать вопросы;

·         слушать и отвечать на вопросы других;

·         высказывать свою точку зрения;

·         работать в парах и рабочих группах.

Особые условия проведения

Особых условий нет

 

Материально-техническая база

I. Учебные и методические пособия:
Научная, специальная, методическая литература

II. Материалы из опыта работы педагога

дидактический материал:

  • инструкционные карты;
  • чертежи и схемы;
  • учебные пособия.
  • наглядный материал:
  • условные знаки, принятые в оригами;
  • основные приемы складывания;
  • базовые формы;
  • схемы изготовления моделей;
  • видеоматериалы;
  • образцы моделей.

III.Материально-технические условия

·         Кабинет для занятий

·         Наборы бумаги для занятий.

·         Клей. Ножницы. Карандаши, ручки, циркули, линейки и т.п.

·         компьютеры для просмотра видео материалов.

IV. Литература для учителя

1. С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина, Уроки оригами в школе и дома, пятое издание, Москва: "Аким", 1998 г.

2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Кусудамы – волшебные шары». М., «Аким», 1997. - 64 с.: ил. Семнадцать классических и авторских моделей кусудам, собирающихся из отдельных модулей, каждый из которых в свою очередь складывается из бумажного квадратика и превращается в волшебный шар.

3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Оригами: волшебный квадрат». СПб.: Литера, 2005, 192 с.

4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. Игры и фокусы с бумагой. СПб.: Кристалл, 2009 г., 192 с.