"Родной Ивановский район" (Сезонная)

 Актуальность программы очевидна. 2021 год юбилейный для Ивановского района. Именно сейчас мы решили обратить особое внимание на то, что каждый человек должен знать о том месте, где он родился и живёт. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина. В настоящее время требуется комплексный подход к  планированию мероприятий по привлечению молодёжи в село. Наглядно и образно информацию можно донести с помощью фильмов, видеороликов, презентаций. Это требует определённых навыков работы с разными компьютерными программами.

Мы выбрали эту проблему потому, что:

- история района и его достопримечательности до конца не изучены;

- молодежь после учебы не возвращается в район;

- школьники должны осознавать, какой вклад в развитие района они могут внести.

Проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, принять участие в жизни Ивановского района. Поэтому активная жизненная позиция детей сейчас важна для будущего нашего муниципалитета, для успешной социализации в обществе. Проект служит для решения этой задачи.

А также туристские походы и экскурсии очень привлекательны для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно - развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.

Педагоги

Водопьянова Екатерина Сергеевна – учитель математики и информатики МОБУ СОШ с. Черемхово

Береза Татьяна Дмитриевна – учитель биологии и географии  

МОБУ СОШ с. Черемхово

Расписание

Подготовительный этап: март-май 2021 г.,

Основной этап: июнь месяц 12 летних дней (с 01.06 по 14.06) с обязательным прохождением зачетных походов с участием в туристских мероприятиях.

Заключительный этап: 12.06-16.06. 2021 г.

Всего 12 дней. (01.06.-14.06). С 9:00 до 13:00 (понедельник-пятница по 4 часа)

Содержание программы

1. Краеведение.

Теория: Природа родного края. Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности с. Черемхово и всего Ивановского района.

Практика: Знакомство с картой области, района, села. «Путешествия» по карте. Подготовка и заслушивание докладов о природе и достопримечательностях сел района. Проведение краеведческих викторин.

2. Топография. Топографическая подготовка, условные знаки.

Теория: Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. Рисование топознаков. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояния до недоступных предметов. Топографическая съемка местности.

Практика: измерение расстояний на карте и на местности. Создание простейших планов и схем (класса, школьного двора, т.п.).

Спортивный компас. Ориентирование карты по компасу. Снятие азимута. Движение по азимуту. Ориентирование по местным предметам, рельефу. Определение точки стояния.

3. Спортивное туристическое многоборье.

Теория: Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс  склона с альпенштоком. Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по верёвке с перилами (параллельные перила). Подъём по склону по перилам спортивным способом. Подъём по склону по судейским перилам с самостраховкой. Спуск по склону по судейским перилам с самостраховкой. Навесная переправа. Переправа с самонаведением и снятием перил.

4. Туристическая стенгазета.

Теория: Виды газет, работ редакционной коллегии, название газетной рубрики и заголовки, вёрстка, оформление. Выбор названия для туристической газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. Создание Совета для выпуска туристской газеты и распределение обязанностей. Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященному Всемирному дню туризма, выпуски номеров, посвященных экологическим проблем микрорайона, интересным страницам родной истории, совершенным туристическим походам и экспедициям.

5. Природоохранные акции.

Теория: Анкетный опрос школьников, родителей об экологических проблемах села. Определение круга проблем. Проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела. Создание Совета дела. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация запланированного дела: проведение  природоохранных мероприятий на улицах, в парке. Фоторепортаж о проведении акции. Анализ работы. Подведение итогов: рассказ об экологических проблемах села и проведённой акции учащимися.

6. Походы выходного дня.

Практика: Совместная,  осуществление и последующий анализ походов выходного дня  с целью отработки  навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала.

Цели программы

Настоящая программа разработана с целью совершенствования  нравственного и физического воспитания обучающихся средствами пешеходного туризма,  удовлетворение естественной потребности детей в непосредственном познании своего края; содействие повышению престижа жизни на селе у молодого поколения; популяризации сведений об истории и перспективах развития района, о выдающихся людях , которые внесли вклад в его развитие;  патриотическое воспитание подростков; повышение компьютерной грамотности обучающихся.

Результат программы

Эффективность реализации проекта мы ожидаем по следующим направлениям:

ОБУЧАЮЩИЙ ЭФФЕКТ:

- обучение навыкам и умению сбора краеведческой информации,

- формирование банка данных о местах туристских маршрутов через ведение записей краеведческих наблюдений.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ:

-взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, мечты и способности, создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т.е. обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ:

- участие в социально-значимой общественной деятельности, предоставление дополнительных возможностей для самовыражения, саморазвития, самоутверждения;

- профилактика правонарушений, безнадзорности, отвлечение подростков от антисоциальной деятельности.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ:

- формирование навыков туристкой техники, ориентирования, выживания в природной среде, судейства туристско-спортивных мероприятий.

РАЗВИВАЮЩИЙ ЭФФЕКТ:

- развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности учащихся;

- формирование чувства осмысления и понимания эффективности проводимых мероприятий.

Особые условия проведения

Проект «Родной Ивановский район» предполагает наличие необходимого личного и группового туристского и специального снаряжения, бивуачного и вспомогательного (хозяйственного, медицинской аптечки и пр.), обзорные карты края; кроки, схемы; топографические и спортив­ные карты всех масштабов; компасы, веревки, карабины, страховочные системы; основные и вспомогательные веревки, бивуачное и специальное туристическое  снаряжение.

Материально-техническая база

Туристское снаряжение:

1. Рюкзак - 15 шт.

2. Спальный мешок - 15 шт.

3. Туристические коврики - 15 шт.

4. Рукавицы брезентовые - 15 пар.

5. Тренировочный костюм х. б. - 15 пар.

6. Система страховочная

7. Палатки - 5 шт.

8. Топор, котелки, пила, канистры, примуса, лопата.

9. Аптечка - 2 набора

10. Компас жидкостный - 8 шт.

11. Веревка основная (40 м) - 3 шт.

12. Веревка вспомогательная (40 м.) - 3 шт.

13. Карабин туристский с муфтой - 30 шт.

14. Фонарь - 4 шт.

Компьютерная техника:

1. Ноутбуки- 12 шт

2. Компьютеры – 8 шт