Программа «Курсы кройки и шитья»

Научиться шить своими руками мечтают абсолютно все женщины. Именно этот вид творчества наиболее близок людям, ведь в нём каждый может проявить свое мастерство, фантазию, понимание прекрасного.

 

Программа создана по запросу социума на дополнительные образовательные услуги в области шитья. Реализация программы способствует успешной социализации ребенка, является положительным фактором, влияющим на развитие мотивации детей к творчеству и познанию.

 

Программа развивает личностные качества и психические процессы обучающихся. Так, например, в ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

преподаватели

Саранская Людмила Васильевна, педагог дополнительного образования детей высшей квалификационной категории.

Содержание программы

1. Вводное занятие.

Теоретическая часть. Знакомство обучающихся с дополнительной образовательной программой «Курсы кройки и шитья»: разделами, расписанием занятий, требованиям к занятиям. Материалы и инструменты. Элементарные сведения о используемых материалах, об их видах, свойствах и применении. Изучение последних тенденций в рукоделии.  Инструкция по ТБ и охране труда, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, правилам дорожного движения.

Используемые методы: словесный, иллюстративно-демонстрационный.

Практическая работа: Определение видов ткани.

Первичный контроль: определение исходного уровня знаний и умений (беседы, опрос).

 

2. Основы шитья.

Теоретическая часть: Виды ручных швов и их применение. Терминология ручных швов, влажно-тепловых работ. Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ. Цветовой круг. Цветовые контрасты. Начальное конструирование (раскрой деталей).

Практическая часть: Изготовление книги из ткани (виды ручных стежков и строчек, виды тканей). Изготовление игольницы, декоративной подушки.

Альтернативные работы: Изготовление игрушки, сумки.

Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный, диагностический.

Текущий контроль: определение уровня усвоения изучаемого материала (устный опрос, индивидуальные собеседования, тестовые задания, текущие выставки), диагностика практических и организационных навыков и личностных качеств, обучающихся методом наблюдения.

 

3. Швейная машина и машинные работы.

Теория: Швейная машина, подготовка ее к работе; правила начала и окончания работы на машине. Правила пользования.  Изучение частей швейной машины. Правила безопасности труда. Правила настройки. Рекомендации по настройке швейной машины. Приемы выполнения машинных строчек. Правила выполнения машинных работ. Терминология машинных работ.

Практическая работа: Работа на швейной машинке. Выполнение прямого стежка, стежка зигзагом. Выполнение практического задания с использованием инструкции.

Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный, диагностический.

Текущий контроль: определение уровня усвоения изучаемого материала (устный опрос, индивидуальные собеседования, тестирование, наблюдение).

 

4. Кройка и шитье.

4.1. Юбка. Теория: Правила снятия мерок для построения чертежа прямой юбки в натуральную величину. Правила моделирования юбки в соответствии с эскизом.  Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани.  Выполнение выкройки юбки прямого силуэта.  Нормы расхода ткани на юбку. Детали кроя, конструктивные линии. Проверка деталей кроя и подготовка к пошиву. Использование клеевых прокладочных материалов, их назначение, правила подбора к тканям верха изделия. Технология обработки передних и задних полотнищ, обработка застежки юбки, верхнего и нижнего срезов. Обработка шлицы. Способы обработки низа юбки. Особенности влажно-тепловой обработки юбок из различных материалов. Раскладка выкройки прямой юбки на ткани. Последовательность и приемы технологической обработки юбки по узлам.  

Практическая работа: Выполнение эскиза модели.  Снятие мерок. Выбор ткани. Построение чертежа юбки в натуральную величину.  Пошив юбки. Влажно-тепловая обработка юбки.

Альтернативные работы: раскрой и пошив брюк.

Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный, диагностический.

Текущий контроль: определение уровня усвоения изучаемого материала (устный опрос, индивидуальные собеседования, тестирование, наблюдение).

4.2. Летний сарафан, отрезной по талии (юбка с бантовой складкой).

Теория: Правила снятия мерок. Построение чертежа основы в натуральную величину. Нормы расхода ткани. Детали кроя, конструктивные линии. Правила моделирования летнего сарафана, отрезного по талии, юбка с бантовой складкой. Подготовка чертежа выкройки лифа. Влажно-тепловая обработка.

Практика: Раскрой и пошив летнего сарафана, отрезного по талии (юбка с бантовой складкой). Влажно-тепловая обработка изделия.

Альтернативные работы: раскрой и пошив туники, халата.

Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный, диагностический.

Текущий контроль: определение уровня усвоения изучаемого материала (устный опрос, индивидуальные собеседования, тестирование, наблюдение).

 

5. Итоговое занятие.

Теория: Подготовка к выставке творческих работ и к участию в конкурсе «Юная рукодельница». Подведение итогов работы за год.

Практика: Выставка работ обучающихся. Участие в конкурсе «Юная рукодельница».

Итоговый контроль: Тестирование. Участие в конкурсе.

Цели программы

Развитие творческих способностей учащихся через вовлечение в процесс конструирования и изготовления швейных изделий.

Результат программы

В результате освоения программы обучающийся должен обладать следующими знаниями.

Когнитивные:

– знание правил техники безопасности;

– знание терминологии;

– сформированность практических навыков в области кройки и шитья.

Мотивационно-ценностные:

– уважительное отношение к труду, старательность;

– умение сформировать собственную позицию, учитывать мнение и интересы других, работать в коллективе. 

Деятельностные:

- умение планировать свою деятельность;

- проводить подготовительную работу (подбирать материал, инструменты, приспособления и т. д.); 

- умение организовать своё рабочее место, пользоваться инструментами и приспособлениями;

- владеть базовыми техниками и приемами, представленными в программе;

- применять полученные знания при изготовлении изделий.

Особые условия проведения

Набор производится на добровольных началах, без ограничения и отбора детей, но учитывается стойкое желания и интерес к данному виду деятельности.

Материально-техническая база

- помещения: учебный кабинет для проведения групповых и индивидуальных занятий; актовый зал для проведения отчетных выставок и итоговых мероприятий;

- оборудование: швейные машинки, оверлок, утюг, гладильная доска, линейка, лекало, ножницы, булавки, иглы;

- материалы: швейные нитки, фурнитура, текстиль;

- рабочая коробка обучающегося, в ко­торую входят следующие инструменты: тетрадь, ножницы, шариковая ручка, иглы, текстиль, булавки, фурнитура.