Программа «Школа макраме» (3 год)

Интерес к плетению как виду рукоделия не ослабевает в течение многих столетий. В России макраме завоевывает все больше и больше поклонников. Декоративные качества плетёных изделий, разнообразие материалов, сравнительная легкость выполнения - все это делает макраме популярным, доступным детям, вызывает у ребят интерес к технике плетения, к истории его происхождения и возможностям развития. А главное то, что этот вид народного творчества не требует какого-либо специального приспособления. Основным «орудием производства» являются умелые руки.

 

Обучение по программе основано на принципах личностно-ориентированного обучения детей и педагогики развития, в центре внимания которых - личность ребёнка, реализующего свои возможности. Программа предусматривает индивидуализированный подход, учитывает возрастные и психофизиологические особенности обучающихся. Также данная программа позволяет реализовать задачи развития посредством макраме и имеет потенциальные возможности для развития креативного мышления и компетенций, наиболее востребованных на рынке труда. 

преподаватели

Саранская Людмила Васильевна, педагог дополнительного образования детей высшей квалификационной категории.

Содержание программы

1. Вводное занятие.

Знакомство с группой. Распределение обязанностей. План работы. Правила техники безопасности. Беседа «Понятие о сувенире. История создания сувенира».

Первичный контроль: определение исходного уровня знаний и умений (беседы, опрос).

 

2.  Повторение пройденного материала.

Теория: «Азбука макраме» (приемы плетения основных, вспомогательных, композиционных и орнаментальных узлов и узоров). «Грамматика макраме» (приемы начала и окончания работы). Декоративное крепление нитей (приемы плетения декоративных фестонов). Ажурные узлы и узоры (приемы плетения ажурных сеток, ажурных узоров из брид).

Практическая работа: плетение образцов узлов и узоров. Выбор изделия, подбор материала, плетение образца, расчет количества нитей, плетение выбранного изделия (декоративное панно, браслеты, кашпо и др.).

Текущий контроль: определение уровня усвоения изучаемого материала (устный опрос, индивидуальные собеседования, тестовые задания, текущие выставки, игры: «Кто вперед», «Пойми меня», «Веришь ли ты, что...», заполнение Рабочей тетради).

 

3. Техника плетения многоцветного «Кавандоли».

Теория: Многоцветное «Кавандоли». Принципы выполнения многоцветного полотна репсовыми узлами. Свойства готового полотна. Тенденции развития и область применения данной техники. Эскиз для работы в данной технике. Составление схемы на 10 нитей основы. Проведение расчёта нитей по образцу и по схеме. Подготовка материала к работе. Порядок работы по схеме. Цвета, применяемые в технике «Кавандоли». Характеристика восприятия формы и цвета. Расчет длины нитей. Приёмы начала работы, укорачивания нитей. Добавление нитей в различных местах полотна. Обработка изнаночной стороны при добавлении нитей. Приёмы окончания работы: «Бахрома», подбор в кисть, отделка бусинами или другой фурнитурой, «чистый край», «утолщённый нижний край». Работа по схеме. Приёмы исправления недостатков в работе и материале, контроля качества выполняемого полотна. Ромбы со свободными нитями. Составление и плетение узора в технике «Кавандоли». Расчёт дополнительных нитей, необходимых для выполнения орнаментированной вставки. Приёмы включения техники «Кавандоли» в работу, выполняемую традиционным макраме.

Практическая работа: Подготовка материала к работе. Составление рабочей схемы самостоятельно выбранного изделия, разработка цветовой гаммы изделия, подбор нити для плетения, расчет количества нити для плетения. Плетение выбранного изделия. Выполнение образцов. Плетение закладки, панно. Плетение панно «Роза».

Альтернативная работа: Плетение колье, очечника, медальона. Плетение сумочки со знаком Зодиака.

Текущий контроль: определение уровня усвоения изучаемого материала (устный опрос, индивидуальные собеседования, наблюдение, тестовые задания, текущие выставки, заполнение Рабочей тетради).

 

4. Креатив. Идеи.

Теория: Новые тенденции в макраме.  Новые материалы и их свойства. Возможности бумажного шпагата в интерьере: Абажур. Шторы. Бутылки. Рамки. Панно. Подсвечники. Подведение итогов за год. Этапы творческой работы. Выбор материала для исполнения идеи. Разработка объёмных фигур на основе плоских.

Практическая работа: Декоративная отделка бутылки. Изготовление объемных изделий. Изучение свойств материала. Изучение последних тенденций в рукоделии. Оформление выставки. Работа с литературой, содержащей дизайнерские идеи по работе со шпагатом, шнуром, бечёвкой. Разработка сувенира к празднику. Сувенир на основе работы с джутовым шпагатом, бельевым шнуром.

Альтернативная работа: плетение абажура, шторы.

Итоговая диагностика: тестирование, анализ выставочных работ.

Цели программы

Совершенствование навыков и приемов работы в технике плетения макраме.

Результат программы

В результате освоения программы обучающийся должен обладать следующими знаниями.

Когнитивные:

- знания правил техники безопасности на занятиях и личной гигиены;

- знания истории возникновения техники макраме, названий узлов, узоров и их условных обозначений;

- знания схемы плетения узлов, узоров и простых сувениров;

- знания приёмов укорачивания длинных концов, наращивания коротких концов нити, расширения плетеного полотна, способов окрашивания нити.

Мотивационно-ценностные:

– уважительное отношение к труду, старательность;

– умение сформировать собственную позицию, учитывать мнение и интересы других, работать в коллективе.

Деятельностные:

- умение планировать свою деятельность, проводить подготовительную работу (подбирать материал, инструменты, приспособления и т. д.);

- умение организовать своё рабочее место, пользоваться инструментами и приспособлениями;

- владеть базовыми техниками и приемами, представленными в программе.

Особые условия проведения

Для занятий по образовательной программе «Школа макраме» (третий год обучения) формируется группа из обучающихся разновозрастного состава. Возраст обучающихся – 8-15 лет. Обучающиеся третьего года обучения работают при условии сохранения 70% контингента от списочного состава второго года или набора детей, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для соответствующего года обучения.

Материально-техническая база

- помещения: учебный кабинет для проведения групповых и индивидуальных занятий; актовый зал для проведения отчетных выставок и итоговых мероприятий;

- оборудование: подушки для плетения, ножницы, булавки и иглы, крючки;

- материалы: клей ПВА, клей «Момент», вязальные нитки, шнуры, джутовый шпагат, фурнитура, линейка, проволока, текстиль;

- рабочая коробка обучающегося, в ко­торую входят следующие инструменты: тетрадь, ножницы, шариковая ручка, нити для плетения, булавки, узкий скотч, фурнитура.