"Труд - основа жизни человека" (Муниципальная)

Труд играет большую роль в жизни каждого человека. Подготовка к труду начинается задолго до самой трудовой деятельности. Становление человека как личности, его самоопределение неразрывно связано с поэтапным познанием окружающего мира, начиная с рождения и на протяжении всей жизни. Трудовое воспитание есть процесс вовлечения ребенка в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи ему минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у него творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей несовершеннолетних, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Программа призвана предоставить воспитанникам  возможность реализовать свой творческий потенциал, найти применение своим способностям, сориентироваться в выборе профессии, овладеть навыками трудовой деятельности

Практическая значимость программы очевидна, так как полученные результаты в процессе трудовой практической деятельности, в дальнейшем, способствуют положительному отношению детей к труду и их трудовой готовности к самостоятельной жизни.

Педагоги

Громовая Анастасия Васильевна

Бут Юлия Николаевна

Клюйков Алексей Сергеевич

Расписание

 2-4 классы - пятница, 12:55-13:35

5-7 классы - среда, 15:10-14:40

8-11 классы - пятница, 15:45-16:25

Содержание программы

Раздел 1. Самообслуживающий труд - 3 часа.

Тема 1. Вводное занятие– 1 час.     

Теоретические сведения: Инструктаж по ТБ на рабочем месте.

 Тема 2. Генеральная уборка класса.

Теоретические сведения: Инструктаж по ТБ при проведении генеральной уборки классной комнаты.

Практическая работа: Проведение генеральной уборки классной комнаты.

Тема 3. Дежурство по школе, столовой

Теоретические сведения: Правила поведения в столовой, соблюдение правил этикета  во время приема пищи. Навыки самообслуживания.

Практическая работа: уборка посуды со стола.

 Раздел 2. Хозяйственно-бытовой труд  - 23 часа.

Тема 1.Вводное занятие (1 час).

Теория: Овощные культуры. Особенности посадки, ухода и правила хранения овощных культур.

Тема 2. Роль труда в жизни человека (1час).

Теория: Значение сельскохозяйственного труда в жизни людей.

Инструктаж по ТБ при проведении сельскохозяйственных работ

Практическая работа: изготовление памяток по ТБ.
Тема 3. Работа на пришкольном участке.

Теория: Теxника посадки картофеля (1 час)

 Практическая работа: Посадка картофеля. Уход и наблюдение за растениями.

 Тема 4. Работа на пришкольном участке (2 часа)

Теория: Посадка овощныx культур.

 Практическая работа: Посев семян моркови, свеклы, укропа, петрушки. Уход и наблюдение за растениями.

 Тема 5. Работа на пришкольном участке (2 часа)

Теория: Посадка овощныx культур.

 Практическая работа: Высадка  рассады капусты на пришкольном участке. Уход и наблюдение за растениями.

 Тема 6. Работа на пришкольном участке (2 часа)

Теория:  Посадка семян и рассады цветов в клумбы.

Практическая работа: Обработка почвы в цветниках, посев и посадка цветочно-декоративных культур. Уход и наблюдение за растениями.

 Тема 7. Работа на пришкольном участке (2 часа)

Теория: Условия и  способы хранения овощных культур.

Практическая работа: Сбор урожая. Закладка овощных культур и картофеля на хранение.

Тема 8. Экологический и трудовой десанты - 6  часов.

Теория: Роль экологическиx десантов в улучшении среды обитания.

 Практическая работа: озеленение близлежащей территории, территории сельского поселения.

 Тема 9: Экологический десант  (2 часа)

Теория: Роль экологическиx десантов в улучшении среды обитания.

 Практическая работа: уборка от мусора берега реки Ивановка.

 Тема 10: Экологический десант  (2часа)

Теория: Роль экологическиx десантов в улучшении среды обитания.

 Практическая работа: уборка от мусора территории сельского поселения.

 Тема 11. Трудовой десант (2 часа)

Теория: Облагораживание территории школьного двора

 Практическая работа: ремонт забора, подрезка и побелка деревьев.

 Тема 12. Коллективное творческое дело (2часа)

Теория: Создание проектов цветочныx клумб.

Практическая работа: проекты цветочныx клумб.

Тема 13. Волонтерская деятельность (4 часа)

Теория: Организация помощи пожилым людям. (2 часа)

Практическая работа: Уборка дома. Уборка двора, территории от мусора.

Тема 14. Волонтерская деятельность

Теория: Организация помощи пожилым людям. (2 часа)

Практическая работа: Колка дров, складывание дров в поленницу.

Раздел 3. Творческий труд – 5 часов.

Тема 1. Осенний карнавал.  (2 часа)

Теория: Теxнология изготовление поделок из природного материала

Практическая работа: поделки из природного материала.

Тема 2. Изготовление поделок из бумаги, картона, ткани к различным мероприятиям (2 часа).

Теория: Работа с бумагой, картоном, тканью.

Практическая работа: поделки из бумаги, картона, ткани.

Тема 3. Оформление выставок (1 час)

Практическая работа: выставка.

Раздел 4. Профориентация – 5 часов.

Тема 1. Классные часы на тему: Труд - высшая потребность человека (2 часа).

Теория: В мире профессий. Тенденции развития профессий. Потребности региона.

Практическая работа: диспут ( психологическая и практическая готовность учащихся к трудовой деятельности). Оформление информационных стендов.

 Тема 2. Выбор профессиональной деятельности (2 часа).

Теория: Оказанию помощи учащимся в выборе профессии с учетом их интересов, склонностей, способностей.

Практическая работа: анкетирование, проведение методик «Ценностные ориентации», методики КОС.

Тема 3. Родительское собрание (1 час).

Теория: Профессиональное самоопределение обучающиxся. Советы для родителей.

Цели программы

создание оптимальных условий для трудового воспитания школьников.

Результат программы

В результате реализации программы ожидается, что обучающиеся овладеют следующими навыками:

  •  научатся правильно держать инструменты труда;
  •  проявят в своем поведении  заинтересованность в результатах своей работы, станут более усидчивы, дисциплинированны;
  • приобретут  качества, необходимые для дальнейшей профессиональной жизни: терпение, взаимопомощь, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, ответственное отношение к делу;
  •  обучающиеся  познакомятся с новыми профессиями, узнают о своих способностях и способах их развития;
  • в процессе овладения навыками труда у обучающихся  появится потребность в творческом, общественно  полезном  труде, они научатся беречь результаты труда;
  • трудовая деятельность   поможет найти свое место в современном обществе.

 

 

Материально-техническая база

1.      Методики «Ценностные ориентации», методика КОС (коммуникативные и

организаторские способности), изучения развития познавательных интересов личности ребёнка.

2.      Технологии:

·         Технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

·         Педагогика сотрудничества. Обучение и воспитание без принуждения. Развитие творческого мышления. Поощрение любознательности.

·         Игровые технологии - это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. Основная цель – обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний, умений и навыков.

·         Проблемные технологии. Применение на занятиях методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения трудовой активности учащихся. Такие занятия стимулируют творческую и трудовую активность в процессе разрешения проблемных ситуаций. Педагог создает проблемную ситуацию, учащиеся осуществляют поисковую деятельность.

 

2.3.Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Для реализации программы необходимо:

  • Наличие кабинета с достаточной освещенностью, оборудованием и хорошей вентиляцией.
  •  Опытный пришкольный участок
  • Мастерская с различными инструментами (молотками, ножовками, гвоздями).
  •  Садово-огородный инвентарь: 5 штыковых лопат, 2 – подборных, 7 тяпок, 12 граблей, 10 тентов  для листвы, 6 ведер.