Правила дорожного движения. «Уроки безопасности»

Среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо стоит проблема безопасности дорожного движения, представляя собой сложную систему взаимодействия социогенных и технических факторов. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который сегодня достигает масштабов социальной катастрофы. Более четверти миллиона человек на Земле ежегодно погибает в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Особую тревогу в проблеме безопасности дорожного движения вызывает детский дорожно-транспортный травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками либо жертвами дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами.

Системный анализ дорожно-транспортных происшествий позволяет утверждать, что основной причиной аварий на дорогах является низкий уровень подготовки участников дорожного движения. Данное пособие призвано в некоторой мере уменьшить дефицит информации, необходимой учителю и воспитателю для организации процесса формирования у детей и подростков устойчивых навыков (стереотипов) безопасного поведения на улицах и дорогах.

К сожалению, в образовательных учреждениях Благовещенска, обучение детей Правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на дороге очень часто осуществляются поверхностно или обучение вовсе не проводиться. Школы не должны оставлять без внимания тот факт, что из всех детей, погибших в ДТП, школьники составляют 61,5%, а из числа раненых 82%.

Актуальностью данной программы и её педагогической целесообразностью является   формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности  окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в опасных условиях, умение оказывать само- и взаимопомощь, а также развитие творческих способностей воображение, фантазии учащихся.

Отличие  данной программы выражается в том,  что изучение Правил дорожного движения и формирование навыков безопасного поведения у детей предлагается в рамках системы дополнительного образования в специально оборудованном кабинете, оснащенном комплексом учебно-методических и технических пособий, что существенно расширяет возможности воспитания дисциплинированного и грамотного пешехода. Данная программа предназначена дополнить и закрепить программный материал, получаемый учащимися на уроках, так как учебных часов в ОУ, отводимых на Правила дорожного движения явно недостаточно.

Для достижения наибольшей эффективности в работе на занятиях используются игровые методики,  помогающие в более доступной форме осваивать новые знания. На занятиях разбираются различные дорожные ситуации, что способствует развитию наблюдательности, логического мышления, формированию умения предвидеть скрытые опасности на дороге.

Формы организации образовательного процесса в секции - занятия групповые и индивидуальные. Занятия проводятся в форме практической и теоретической работы.

Программа связана с задачами основного образования по многим своим  разделам: ознакомление с окружающим миром, труд, чтение, рисование. Использование различных заданий носит подготавливающий характер к отдельным дисциплинам школьной программы: геометрия, черчение, основы медицинских знаний.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте происходит привитие специальных навыков и привычек. Совершаемые детьми ошибки  повторяются и являются частыми. Большинством этих ошибок формируются и закрепляются ложные и опасные навыки и привычки. Поэтому большая ответственность в деле формирования у подрастающего поколения знаний по Правилам дорожного движения лежит на семье и учреждениях образования. От родителей учителей общеобразовательных учреждений и педагогов дополнительного образования, во многом зависит сформированность у подрастающего поколения знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге.

Важную роль играют индивидуально-личностное развитие детей на основе их интересов и способностей, психофизиологические способности детей, которые определяют их поведение на дороге. Детская импульсивность, сужение восприятия, рассеянное внимание, отсутствие опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий обуславливают резкие изменения в поведении ребенка.  В этом возрасте большое значение имеет развитие учащихся в коллективе. Для сплочения детей используются коллективно - творческие дела.

 

 

преподаватели

Мартыненко Дмитрий Андреевич

Содержание программы

Программа предусматривает взаимодействие с родителями в следующих формах:

Ø  Свободные посещения занятий родителями.

Ø  Индивидуальные беседы с родителями.

Ø  Тематические родительские собрания (ознакомление с программой обучения, правилами внутреннего распорядка, расписанием, материально-техническим состоянием секции и меры его улучшения).

Ø  Привлечение родителей к посильной помощи в оснащение секции.

 

Направленность программы социально-педагогическая.

Продолжительность освоения программы - 1 год.

Программа реализовывается в соответствии с двумя тематическими планами:

1-      для занятий, посещаемостью 1 раз в неделю по 2 часа;

2-      для занятий, посещаемостью 2 раза в неделю по 2 часа.

Группа состоит из  15 человек, возраст учащихся 7-10 лет.

Целью данной программы является: создание условий для формирования адаптированной личности, способной действовать в различных дорожных ситуациях; предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

 

Для достижения цели решаются следующие задачи:

Обучающие:

- овладение знаниями Правил дорожного движения, необходимых для безопасности в качестве пешехода и пассажира.

-овладение навыками оказания первой медицинской помощи,

- привитие навыков безопасного поведения на дорогах, улицах, в транспорте.

Развивающие:

-развитие творческих способностей, воображения, фантазии  у учащихся

Воспитывающие:

-воспитание у детей чувства взаимопомощи, готовности помочь человеку в различных дорожных ситуациях.

- привлечение детей к углубленному изучению и практическому применению правил дорожного движения.

В начале обучения проводится первоначальная диагностика детей в форме тестирования, для выявления уровня знаний.

В ходе обучения – проверка и закрепление знаний осуществляется в игровой форме. Игра – это одна из наиболее ярких и эмоциональных форм детской деятельности по усвоению правильного поведения. Используются различные типы игр: интеллектуальные, сюжетно-ролевые, подвижные. 

Контрольно-срезовые занятия проводятся в форме викторины.

Итогово-контрольные мероприятия проводятся в форме творческих дел: игровые программы, конкурсы, викторины.

Темы занятий в течении года могут изменяться в зависимости от  особенностей материально-технической базы, тематики, проводимых в городе, районе, учреждении конкурсов или выставок.

На занятиях создаются условия для привития учащимся коммуникативной культуры, доброжелательных отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости, дисциплинированности.

 

Цели программы

Целью данной программы является: создание условий для формирования адаптированной личности, способной действовать в различных дорожных ситуациях; предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

Результат программы

По окончанию учебного курса учащиеся должны:

Знать Правила Дорожного движения в объеме, необходимом для безопасности в качестве пешехода и пассажира.

Применять,  полученные знания на дорогах города;

Уметь  предвидеть опасность на дороге и ее избежать;

Следовать  принципам безопасного и здорового образа жизни, быть готовыми  к   соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений;