"Азбука безопасности"

Программа ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний  и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. 

В содержание курса «Азбука безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественно-научного цикла и ОБЖ, которые   систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в гимназии, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.  

Педагоги

Громобоев Виталий Юрьевич

Содержание программы

   Опасные ситуации природного характера.

Погода и еѐ основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололѐд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.

Водоѐмы в черте города. Состояние водоѐмов в различное время года.

Меры безопасного поведения на водоѐмах в различное время года.

  Опасные ситуации техногенного характера.

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.

3.     Опасные ситуации социального характера.

«Правила безопасного поведения в школе и дома»

Криминальные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации.

Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

Безопасность на улице. Знание своего города (поселка) и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по поселку, знание расположения безопасных зон  (отделение полиции, посты ГИБДД и зоны повышенной опасности). Умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, в толпе, в школе. 

 Дорога и участники дорожного движения

Азбука дорожной безопасности. История колеса и дорог. История появления автомобиля. Краткая характеристика видов современного транспорта. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Некоторые термины. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Дорожные знаки. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.

   Подготовка к активному отдыху на природе

Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств.

Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего места нахождения и направления движения на местности.

Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту.

Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Действия при возникновении пожара дома.  Личная безопасность при пожаре.

Подручные средства пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей (пенный, углекислотный, порошковый). 

Причины возникновения лесных пожаров, как их избежать. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях.          

  Психология поведения людей в экстремальных ситуациях

Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на поведение человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.

Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содержание. Место идеомоторной тренировки при обучении правилам поведения в жизнеопасных ситуациях.

Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика обучения приемам саморегуляции. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.

 

 

 

 

Цели программы

Цель программы: развитие у школьников качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность, через познание себя и других, формирование готовности школьников к отношениям в обществе и преодолению жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание.

Результат программы

Личностные результаты:      общие представления о мире, чувство ответственности за личную безопасность;

Метапредметные результаты: развитие умения взаимодействовать с окружающими при рассмотрении и анализе разных ситуаций и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников

Предметные результаты: овладение начальными представлениями об окружающем мире. Реализация программы «Азбука безопасности» позволит:

-                     привить учащимся начальные знания в области безопасности и их осознанное применение в повседневной  жизни;

-                     сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;

-                     выработать необходимые качества для безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и ЧС;

-                     наметить преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе;

-                     использовать приобретенный в гимназии опыт  об основных понятиях здоровья и факторах, влияющих на него в реальной и повседневной  жизни.

Особые условия проведения

Данная программа рассчитана для детей в возрасте от 6 до 17 лет.

Материально-техническая база

-   беседы;

-   фронтальный опрос;

-   индивидуальный опрос;

-   викторины;

- тестирование.