«Юные волонтёры» 6-15 лет (Муниципальная)

"Юные – волонтёры" обусловлена потребностью современного общества в социально активной личности, умеющей самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, воспитанной на общечеловеческих ценностях, таких как гуманизм и милосердие, человеколюбие и сострадание, способной оказать безвозмездную помощь любому человеку независимо от его положения в обществе.

преподаватели

Хурулова Ольга Иосифовна, учитель начальных классов

Расписание

Вторник, четверг - 15:00-15:45

Содержание программы

Вводное занятие.

Тема: Волонтерская деятельность - один из видов социального служения.

Теория: Понятия «волонтёр», «волонтерство», доброволец, добровольность, бескорыстность, общественная значимость, гражданская активность, законность.

Практика: Собеседование с целью выявления интересов детей, умения проводить свой досуг.Диагностика личностных качеств обучающегося.

Раздел: «Исторические аспекты волонтёрства».

Тема: «История возникновения волонтёрства в России».

Теория: Первые «человеколюбивые общества» под императорским патронажем в России. Добровольное отправление на фронт первых «человеколюбивых обществ» для оказания помощи раненым бойцам. Негосударственная волонтерская организация, российский филиал Международного Красного креста.

Тема: Направления волонтерской деятельности в России.

Теория: Направления деятельности волонтерских организаций, которые реализуются   в   нашей   стране.   Специфика   каждого   из   направлений. Виды   работ,   которые      выполняют   волонтеры   в   рамках   выбранного направления деятельности.

Практика: участие в благотворительной акции ОУ.

Тема: История возникновения волонтерства в странах мира.

Теория: Зарождение волонтерства (Франция, США, Германии и др.). Волонтерская служба и ЮНЕСКО: краткий исторический обзор. волонтерские объединения мира.

Раздел: «Организационно – педагогические аспекты волонтёрской деятельности».

Тема: Основные виды и направления волонтерской деятельности.

Теория: Индивидуальная волонтерская деятельность. Волонтерская деятельность в составе объединения и группы. Волонтерская деятельность, осуществляемая через волонтерские организации.

Практика: Экскурсии в волонтёрские организации разного уровня.

Тема: Организация деятельности добровольческого объединения.

Теория: Структура волонтёрской организации. Деятельность общественного объединения волонтеров. Формы осуществления волонтерской деятельности. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской деятельности.

Практика: Разработка критериев результативности волонтерской работы.Участие в районных и муниципальных акциях.

Тема: Структура волонтерского отряда и мотивация волонтерской деятельности.

Теория: Принципы создания волонтерских отрядов. Структура волонтёрского отряда. Функциональные обязанности и распределение функциональных обязанностей в отряде. Положение о работе волонтерского отряда. Кодекс волонтера. Символика. Традиции. Законы волонтера. Личная книжка волонтера. Методы мотивации волонтерской деятельности. Вовлечение нового волонтёра в волонтёрскую деятельность.

Практика: Конкурс на лучшую символику волонтерского объединения.

Раздел  «Психологическая подготовка волонтёра».

Тема: Тренинг личностного роста (занятия с психологом).

Теория: Самоопределение. Правила поиска выхода из сложной ситуации. Самооценка, самоанализ: понятие, виды, способы определения. Общение: понятие, значение. Особенности проведения тренинга.

Практика: Тренинг. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать».

Тема: Тренинг коммуникативных навыков.

Теория: Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта.

Практика: Ролевые игры: «Воздушный шар», «Необитаемый остров». Коммуникативный тренинг «Сплочение». «Тренинговые упражнения «Слепой и поводырь», «Я в тебе уверен», «Дом», «Автобус».

Тема: Тренинг толерантности.

Теория: Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения.

Практика: Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия. Ролевые игры.

Тема: Лидерство в волонтерском объединении (занятия с психологом).

Теория: Понятие «лидер».Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности.

Практика: Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство. Тренинг на командообразование.

Тема: Рефлексия.

Теория: Понятие «рефлексия». Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя.

Практика: Тренинг. Тестирование.

Раздел «Технологические аспекты волонтёрской деятельности».

Тема: Информационные технологии в работе волонтера.

Теория: понятие «реклама» и её разновидности.Различия социальной рекламы от коммерческой. Имиджевая реклама. Роль социальной рекламы в профилактической деятельности. Социальная реклама как метод первичной профилактики. Технология социальной рекламы (основы разработки текста и иллюстрации рекламы). Ошибки в социальной рекламе. Различные носители рекламы.

Практика: Определение темы социальной рекламы. Разработка эскиза социальной рекламы, с целью дальнейшего применения рекламы во время профилактических мероприятий в рамках волонтерской деятельности.

Социальный плакат.

Теория: Понятие «плакат». Технология создания тематического плаката. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Практика: анализ имеющихся тематических плакатов. Работа над созданием тематических плакатов.

Тема: «Технологии организации волонтерской деятельности».

Теория: Технологии: агитация и привлечение участников, проведение мониторинга, проведение собеседования и др.

Технология привлечения волонтеров. Стратегия набора волонтеров. Методы привлечения добровольцев в проект.

Практика: использование технологии агитации и привлечения волонтеров. Проведение собеседования с потенциальными участниками мероприятия.Разбор проблемных ситуаций и алгоритма разрешения проблемных ситуаций.Разбор этапа подготовки и реализации мероприятия.

Тема: «Первичная профилактика асоциальных явлений в ученической среде и пропаганда здорового образа жизни».

Теория: Виды профилактической деятельности. Эффективные методы первичной профилактики и использование их на практике. Пропаганда здорового образа жизни как альтернатива профилактики   асоциальных   явлений.  

Практика: проводятся мероприятия для учащихся разных возрастных категорий. Используются разнообразные формы работы с привлечением специалистов. Акции, интерактивные выставки, станционные игры, подготовленные учащимися объединения.Подготовка агитбригады для внеклассного мероприятия.

Основы психологического и физического здоровья – встреча с врачом.

Влияние курения и алкоголя на организм человека. Физиологическая и моральная зрелость человека (встреча с врачом).

Умение отказываться (встреча с педагогом – психологом).

- Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей;

- Организация акций;

- Организация Интерактивной выставки;

- Организация выставки рисунка.

Тема: «Современные формы проведения мероприятий профилактической направленности».

Теория: новые технологии пропаганды здорового образа жизни. Новые формы мероприятий, используемые во всероссийской практике по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде.Интерактивные формы мероприятий, проводимые в рамках волонтерской деятельности.Проведение мониторинга и измерение эффективности проведенных профилактических мероприятий.

Практика: Подготовка и проведение мероприятий по профилактике асоциальных явлений с использованием новейших технологий.Проведение мониторинга и измерения эффективности проведенных мероприятий.

Раздел: «Социальное проектирование».

-«Адреса заботы» – выявление людей, нуждающихся в помощи. Составление списков.

-Планирование мероприятий по пропаганде добровольческого движения.

-Участие в социально значимых мероприятиях.

-Проектно-исследовательская деятельность обучающихся.

-Виды проектов. Структура.

-Этапы работы над проектом.

-Составление и реализация социальных проектов.

-«Экологическая защита, помощь животным»

-Участие в экологической акции «День Земли», «Кормушка».

- Субботники «Зеленый десант»,  «Чистый двор».

-Круглые столы:  «Красная книга».

-Защита проектов.

Промежуточный контроль. Собеседование. Отчёт и анализ о проведённом мероприятии.

Итоговые занятия.Итоговая аттестация. Собеседование. Отчёт о проделанной

работе. Подведение итогов учебного года. Награждение учащихся.

 

Цели программы

Формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности школьника; апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.

Результат программы

По окончании обучения учащиеся будут знать:

- историю возникновения, формы и направления волонтёрской деятельности в России;

- историю возникновения волонтёрства в странах мира; обязанности и права волонтёра;

- структуру волонтёрской организации;

- значение социальной рекламы в профилактической деятельности;

- технологию разработки социальной рекламы;

- виды профилактики асоциальных явлений  и  новые формы мероприятий, используемых  во всероссийской практике по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде;

- формы профилактической деятельности и пропаганды здорового образа жизни;     владеть знаниями психологической подготовки.

По окончании обучения учащиеся будут уметь:

- вовлечь через агитацию в волонтерскую деятельность своих сверстников;

- принимать участие в планировании, организации и проведении профилактических мероприятий  по пропаганде здорового образа жизни;

- использовать различные формы социальных мероприятий на практике;

- проводить социальные мероприятия для различных возрастных групп;

- проводить анализ мероприятия, работу над ошибками;

- уметь использовать знания психологической подготовки для корректировки своего поведения, в работе  с социально-незащищенными слоями населения;

- уметь  вести себя в любой ситуации, умением находить  правильный и адекватный выход из представленной ситуации.

По окончании первого  года обучения учащиеся будут владеть:

- технологией агитации и привлечения волонтеров;

- технологией создания тематического плаката, рекламы;

- навыками общения  со сверстниками;

- навыками оказания социально-бытовой помощи ветеранам, всем, кто в ней нуждается.

Особые условия проведения

Прием учащихся осуществляется по предъявлению медицинской справки и заявления от родителя или лиц, заменяющих их.

 

Материально-техническая база

Методическое обеспечение:

- учебно-тематическое планирование и нормативные документы;

- учебные таблицы по организации рабочего места;

- инструкции по технике безопасности и санитарно- гигиеническим нормам;

- Набор тестов, кодекса волонтера, положения об организации добровольческой (волонтерской) деятельности: методический материал для стенда, набор инструментов для практической деятельности.

Для реализации данной программы используется помещение:

- актового зала,

- кабинета, где всегда для совещаний и обсуждений предстоящих дел собираются все волонтеры, где ребята могут встретиться, пообщаться в разнообразной интересной совместной деятельности, провести запланированные мероприятия.