«Обереги» 6-17 лет (Муниципальная)

Работа с обучающимися строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка.

преподаватели

Жданова Марина Сергеевна

Расписание

Среда - 15:00 - 15:45

Содержание программы

1. Вводное занятие.

Теория: Беседа о необходимости соблюдения традиций, семейных праздников и значение в создании праздничного настроения сувениров, выполненных собственными руками. Обсуждение плана работы детского объединения на год. Инструктаж по правилам работы и поведения в детском объединении и по пожарной безопасности. Санитарно-гигиенические требования.

2. Обереги.

Теория: Беседа о народных приметах и поверьях. Понятие «оберега» и его разновидности. История появления оберегов. Правила создания оберегов. Чего нельзя иметь в доме, вещи – друзья, обереги кухни, Обереги из растений. Материалы и инструменты при создании оберегов. Значение символов на оберегах. Презентация «Обереги». Демонстрация готовых изделий (наглядные пособия).

3. Основные приемы вязания крючком.

Теория: Организация рабочего места. Положение рук и правильная посадка во время работы. Подбор инструмента и материала. Техника безопасности.

Практика: Выполнение основных элементов вязания крючком: цепочка воздушных петель (вп), столбики без накида (сбн), столбики с накидом (ссн), вязание круга, прибавка и убавка петель, завершение работы.

4. Вязаные элементы декора сувенирных оберегов.

Теория: Правила техники безопасности при работе с крючком и ножницами.

Практика: Вязание для сувенирных оберегов элементов: подсолнух, лапоть, красный перец, шиповник, желудь, колокольчик, цветы, листья, ложка, яблочко, лимон, груша, клубника, мешочек.

5. Декоративный чеснок.

Теория: Беседа о суевериях и поверьях, связанных с чесноком. Лечебные свойства чеснока. Технологическая последовательность изготовления чеснока.

Практика: Изготовление декоративного чеснока из целлофанового пакета.

6. Подкова.

Теория: Мифы и легенды о подковах. Бытовое предназначение и история создания подковы. Как правильно повесить подкову. Современное применение оберега – подковы.

Практика: Изготовление оберега «Подкова» из картона и крупы.

7. Плетень.

Теория: Значение плетня (ограды) для защиты дома. Мистические и магические свойства Ивы. Предметы для усиления силы плетня.

Практика: Изготовление оберега «Плетень» из природных материалов.

8. Домовой.

Теория: Народные поверья и легенды о домовом. На что сердится домовой. Как задобрить домового. Переселение домового на новое место жительства.

Практика: Изготовление домовенка из мешковины. Вязание куклы-оберега «Домовенок Кузя».

9. Веничек.

Теория: Правила обращения с оберегом «Веничек». Ритуал с Веником для Вашего успеха. Как правильно повесить оберег «Веничек».

Практика: Изготовление оберега - «Веничек» из природных материалов.

10. Коса-домовушка.

Теория: Что такое «Домовушки» и для чего они необходимы (подарки Домовому). Материал и способы изготовления. Где и как правильно повесить «Домовушки».

Практика: Изготовление оберега «Коса – домовушка» из природных материалов.

11. Венок.

Теория: Что означал венок для девушки? Обычаи, связанные с венками. Магическая символика растений. Символика цветов в веночке. Значения цвета ленточек в венке. Применение оберега «Венок». Новомодные венки для интерьера.

Практика: Изготовление оберега «Венок» из живых цветов и листьев.

12. Лапоть.

Теория: Назначение оберега «Лапоть». Связанные с обувью поверья.

Практика: Изготовление вязаного сувенира – оберега «Лапоть».

13. Хатка.

Теория:Народные поверья, связанные с домом. Хатка – домик для домового.

Практика: Изготовление оберега и сувенира - оберега «Хатка».

14. Ложка.

Теория:Народные поверья и приметы, связанные с ложками.

Практика:Изготовление оберега «Ложка» из природных материалов.

15. Мешочек.

Теория:Народные поверья о мешках как о благосостоянии семьи.

Практика:Изготовление сувенирного оберега «Мешок изобилия».

16. Колобок.

Теория:Народные поверья о «Колобке».

Практика:Изготовление оберега «Колобок». Вязаный «Колобок».

17. Заключительное занятие.

Подведение итогов года. Выставка детских творческих работ. Обсуждение работ. Награждение победителей.

Цели программы

развитие личности и социализации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, развитие их творческих способностей средствами декоративно-прикладного творчества, оказание социально-педагогической помощи данной категории обучающихся.

Результат программы

В результате освоения программы обучающиеся

должны знать:

- необходимые правила техники безопасности;

- знание свойств и особенностей различных материалов (бумага, картон, дерево, пряжа);

- умелое сочетание разных техник работы для реализации творческого замысла;

- исторические сведения о традициях, связанных с оберегами;

должны уметь:

- правильно организовать рабочее место;

- изготавливать обереги по правилам, принятым в народе (из природных материалов);

- сотрудничать со своими сверстниками, принимать коллективное участие в работе, проявлять самостоятельность и принципиальность;

- передавать свои знания и умения начинающим рукодельницам;

- создавать свои собственные творческие изделия;

- делать подарки близким и родным;

- создавать и украшать свой дом оригинальными вязаными изделиями.

Особые условия проведения

Комплектование детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в учебную группу происходит в независимости от возраста и уровня подготовки.

Материально-техническая база

Материалы и инструменты: Вязальные крючки, ножницы, иголка с длинным ушком, булавки,  нитки вязальные и швейные, ножницы, наполнитель (синтепон или вата), клей «Момент», плотный картон, природные материалы (крупы, сухофрукты, сухоцветы), альбом, блокнот, авторучка, цветные карандаши, линейка, угольник.