Программа «Шахматы»

Программа шахматного объединения носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся. В шахматное объединение принимаются учащиеся младшего и среднего школьного возраста (7 – 14 лет) на общих основаниях, продолжительность обучения 4 года.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.

преподаватели

Шутрин Василий Васильевич, учитель технологии 

Содержание программы

Содержание включает в себя следующие разделы:

1. Шахматная доска. Шахматные фигуры. Знакомство с игровым "полем". (2 ч)

2. Краткая история шахмат. Знакомство с шахматами, первые чемпионы. (2 ч).

3. Шахматные фигуры. Основные функциональные особенности фигур. Их роль в игре. (8 ч).

4. Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы. (8 ч).

5. Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов. Задачи на постановку мата в несколько ходов.(10 ч).

6. Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, система защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение королевского прикрытия, типичные комбинации в дебюте, патовые комбинации. (32 ч)

7. Повторение изученного в течение года. Шахматные баталии. Соревнования в группе. (8 ч).

 

Цели программы

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

 

Результат программы

1 уровень:

· учащиеся должны знать:

· шахматную доску и ее структуру;

· обозначение полей линий;

· ходы и взятия всех фигур, рокировку;

· основные  шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);

уметь:

· играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

· записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;

· находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

· оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;

· планировать, контролировать и оценивать действия соперников;

· определять общую цель и пути ее достижения;

· решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

2 уровень:

учащиеся должны знать:

· выигрышные стратегии матования одинокого короля;

уметь:

· ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ладьей из любой позиции;

· понимать причины своего выигрыша и проигрыша;

· сравнивать и анализировать действия других игроков;

· разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

2 уровень:

учащиеся должны знать:

· основные идеи комбинаций различных типов;

уметь:

· осуществлять простейшие комбинации;

· определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 

Конечным  результатом  обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

 

Материально-техническая база

· шахматные доски с набором шахматных фигур;

· шахматные часы;

· шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации.