"Юный биолог-эколог"

 

В условиях   экологического кризиса усиливается значение экологического образования,  как ответственного этапа в становлении и развития­ личности ребенка.

         Очень важно уже в школьном возрасте сформировать понятие: что человек  не царь природы, а всего лишь ее часть.  И с малых лет каждый должен познавать природу и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть созидающей, а не губительной  часть окружающего мира. Беречь и приумножать богатства родной земли – долг каждого человека. 

          Особое значение имеет формирование у ребят желания внести свой вклад в охрану природы, преодоление у них пассивности, безынициативности в этом важном деле. Таким образом, главный акцент  направлен на преодоление потребительского отношения к природе, на воспитание норм поведения в окружающей среде, воспитание учащихся в духе бережного отношения к природе, заботе о ее непреходящих ценностях на основе интеллектуальной, эмоциональной и практической деятельности. Достижению этих задач в значительной степени способствует приобретение экологических знаний, умений и навыков для самостоятельного оценивания качества и уровня безопасности окружающей среды,  как сферы жизнедеятельности, социально-ответственного поведения в ней.

         Программа направлена на создание социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и пове­дения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего об­раза жизни с окружающим социальным и природным миром.

         Разумное сочетание теоретических знаний и практических мероприятий  позволят привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам своего города и лично приобщиться к их решению.

         Актуальность программы – определяется потребностью обучающихся к получению и углублению знаний в экологическом направлении, но так как в школе отсутствует как самостоятельный учебный предмет «Экология», данная программа поможет возместить пробелы в знаниях и усовершенствовать их.

         Новизна программы: заключается в использовании большого количества различных  методов и приемов на занятиях, подготовке и проведении акций, создании поделок. Особое внимание в данной программе уделяется индивидуальному подходу в общении с детьми, который создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, склонностей и психолого-физических особенностей обучения каждого ребёнка.

         Педагогическая целесообразность: акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей.

     Отличительными особенностями программы являются: спецификой курса является подход к выбору педагогических­ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту­пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. На занятиях создается эмоционально-положительная твор­ческая атмосфера, организуется  диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуаций эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си­туаций свободного выбора поступка по отношению к природе.

         Адресат программы: Программа предназначена для работы с детьми. Возраст обучающихся – 10-13 лет

         Срок реализации.Общее количество часов: 16 часов.

         Форма и режим занятий. Программа реализуется 1 раз в неделю по 1 часу (продолжительность академического часа – 40 минут).

Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.

Состав группы: до 15 человек.

Форма обучения: очная, групповая. Основная форма обучения – групповая с использованием приемов индивидуального и коллективного творчества. Основные формы проведения занятий: учебное занятие, акции, игры, конкурсы, практические работы. Кроме этого с детьми проводится и воспитательная работа. С первых дней ребята усваивают правила внутреннего распорядка, учатся убирать свое рабочее место, бережно относиться к работам товарищей. Детям прививаются чувства ответственности, взаимопомощи, вежливости и доброжелательности.

Количество групп варьируется и зависит от общего режима работы школы.

         Направленность программы. Программа естественнонаучной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной.

преподаватели

Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Юный эколог» реализует учитель географии Глебова Ирина Юрьевна

Преподаватель владеет следующими профессиональными и личностными качествами:

• владеет навыками и приёмами организации творческих занятий;

• знает физиологию и психологию детского возраста;

• умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;

• умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;

• умеет видеть и раскрывать творческие способности обучающихся

 

Содержание программы

Раздел 1.Введение.

         Изучение понятия «Экология». Выяснения того, что изучает экология. Какие существуют методы изучения экологии. Анализ взаимоотношения человека и природы на разных этапах развития человека. Изучение определения «Экология человека», анализ взаимоотношения здоровья и экологии.

 

Практическое задание: самоанализ основных показателей здоровья человека: измерение артериального давления, частоты пульса, температуры тела, рост, вес, объем грудной клетки.

Раздел 2. Загрязнения окружающей среды.

         Изучить виды загрязнения окружающей среды. Изучить понятие «Экология жилища». Оценить экологичность своего дома. Рассмотрение проблемы бытового мусора, виды бытового мусора, выдвижения путей решения сокращения бытового мусора. Опасные отходы бытового мусора. Изучение методов вторичной переработки. Оценка сокращения потребления различных видов предметов потребления в быту. Изучение отходов: «батарейки». Выдвижение путей решения проблемы с отходами «батарейки». Подготовка к акции: «Батарейки, сдавайтесь!». Оформление брошюр, плакатов, информационных листовок. Выбор места проведения акции. ПЭТ-отходы, пути решения проблемы. Подготовка к акции: «Покорми птиц». Создание из ПЭТ отходов кормушек. Проведение акции на территории школы. Викторина на повторение пройденного материала.

Цели программы

Цель программы: формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Задачи программы:

·         Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

·         Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

·         Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

·         Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

·         Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

·         Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

·         Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

·         Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Результат программы

Проявлять интерес к экологии.

Умение решать экологические проблемы.

Развитие творческих способностей при решении экологических проблем.

Умение работы в группе.

Умение организовывать акции и проводить их.

Самостоятельно анализировать предметы в быту, умения выбирать безопасные.

Самостоятельно оценивать правильность решения экологических проблем.

Познавательные УУД: развитие познавательной активности, расширение знаний и представлений об окружающем мире природы и явлениях общественной жизни, накопление социокультурного опыта;

развитие логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: действовать по предложенному педагогом плану и планировать свою деятельность;

проговаривать последовательность действий на занятии;

видеть указанную ошибку и исправлять ее;

контролировать собственные действия;

Коммуникативные УУД: формирование и активизация словаря;

умение слушать и понимать речь окружающих;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения заданий.

Личностные: развитие мышления;

формирование личностного отношения к результатам своей деятельности;

соблюдение правил вежливого поведения и речевого общения на занятиях;

формирование мотивации к обучению.

Материально-техническая база

Материально - техническое оснащение – учебный кабинет (соответствует нормам и требованиям).

Оборудование:

учебный кабинет

ученические столы

стол педагога

стулья

Интерактивная доска

ноутбук

Материалы:

Цветные карандаши

Фломастеры

Простые карандаши

Шариковые ручки

Ластики

Тетради в клеточку или блокноты

Линейки

Клей

Пластиковые бутылки

Краски «Гуашь»

Скотч

 Учебно-методическое и информационное обеспечение.

- образцы методической литературы;

- схематические рисунки;

- образцы практических работ;

- наглядные пособия;

- Интернет-ресурсы;

- презентационные материалы по тематике разделов.