В условиях экологического кризиса усиливается значение экологического образования, как ответственного этапа в становлении и развития личности ребенка.
Очень важно уже в школьном возрасте сформировать понятие: что человек не царь природы, а всего лишь ее часть. И с малых лет каждый должен познавать природу и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть созидающей, а не губительной часть окружающего мира. Беречь и приумножать богатства родной земли – долг каждого человека.
Особое значение имеет формирование у ребят желания внести свой вклад в охрану природы, преодоление у них пассивности, безынициативности в этом важном деле. Таким образом, главный акцент направлен на преодоление потребительского отношения к природе, на воспитание норм поведения в окружающей среде, воспитание учащихся в духе бережного отношения к природе, заботе о ее непреходящих ценностях на основе интеллектуальной, эмоциональной и практической деятельности. Достижению этих задач в значительной степени способствует приобретение экологических знаний, умений и навыков для самостоятельного оценивания качества и уровня безопасности окружающей среды, как сферы жизнедеятельности, социально-ответственного поведения в ней.
Программа направлена на создание социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром.
Разумное сочетание теоретических знаний и практических мероприятий позволят привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам своего города и лично приобщиться к их решению.
Актуальность программы – определяется потребностью обучающихся к получению и углублению знаний в экологическом направлении, но так как в школе отсутствует как самостоятельный учебный предмет «Экология», данная программа поможет возместить пробелы в знаниях и усовершенствовать их.
Новизна программы: заключается в использовании большого количества различных методов и приемов на занятиях, подготовке и проведении акций, создании поделок. Особое внимание в данной программе уделяется индивидуальному подходу в общении с детьми, который создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, склонностей и психолого-физических особенностей обучения каждого ребёнка.
Педагогическая целесообразность: акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей.
Отличительными особенностями программы являются: спецификой курса является подход к выбору педагогическихских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. На занятиях создается эмоционально-положительная творческая атмосфера, организуется диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуаций эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуаций свободного выбора поступка по отношению к природе.
Адресат программы: Программа предназначена для работы с детьми. Возраст обучающихся – 10-13 лет
Срок реализации.Общее количество часов: 16 часов.
Форма и режим занятий. Программа реализуется 1 раз в неделю по 1 часу (продолжительность академического часа – 40 минут).
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
Состав группы: до 15 человек.
Форма обучения: очная, групповая. Основная форма обучения – групповая с использованием приемов индивидуального и коллективного творчества. Основные формы проведения занятий: учебное занятие, акции, игры, конкурсы, практические работы. Кроме этого с детьми проводится и воспитательная работа. С первых дней ребята усваивают правила внутреннего распорядка, учатся убирать свое рабочее место, бережно относиться к работам товарищей. Детям прививаются чувства ответственности, взаимопомощи, вежливости и доброжелательности.
Количество групп варьируется и зависит от общего режима работы школы.
Направленность программы. Программа естественнонаучной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной.