"В глубинах физики"

С младенчества человек познаёт окружающую его действительность исключительно в непосредственном с ней взаимодействии. Со временем практический опыт заменяют слова. Таким образом, человек, всё больше полагаясь на слова, — отдаляется от реальности. Опыты по физике — это возможность для ребёнка более основательно разобраться в устройстве мира. Как говорится, «один добрый опыт важнее семи мудрых поучений». Исследования показывают, что пик возрастного познавательного интереса детей к окружающему миру приходится на 5—6 классы средней школы. В этом возрасте дети обладают знаниями из курса природоведения и стремятся самостоятельно наблюдать и объяснять природные явления. Часть обучающихся, приходя на уроки физики в 7 классе, уже теряют желание объяснять окружающие их явления, а многие опыты уже увидели на видео, не проводя их самостоятельно, не получив их научного объяснения.

Физика вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывает роль науки в развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. В процессе освоения курса формируются представления о физических явлениях и законах, о научных методах познания, развиваются способность к исследованию, умения наблюдать явления природы, планировать и проводить опыты, правильно пользоваться измерительными приборами и даже конструировать их самостоятельно.

Программа «В глубинах физики» ставит перед собой цель: развитие познавательного интереса к физике, подготовка детей к системному изучению курса физики, постепенное расширение круга учащихся, интересующихся наукой и ее практическим применением; приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ. 

Новизна

Развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов основано на решении задач, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Поэтому в данной программе деятельностный подход к обучению реализован в полной мере: каждое занятие представляет собой мини-исследование, в начале которого необходимо выдвинуть гипотезу, затем осуществить эксперимент (самостоятельно или под руководством взрослого), зафиксировать результаты и выявить закономерности, сделав выводы. В процессе обучения дети осваивают умения участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, приводить собственные примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. При подготовке домашних заданий учащиеся могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Занятие включает различные формы: беседа, рассказ учителя, решение задач, но основным является самостоятельное проведение эксперимента.

При проведении опытов используются подручные материалы, которые есть в каждом доме или которые доступны для приобретения в любом магазине по невысокой цене: картон, пластиковая посуда, пластилин и т. п. Опыты полностью безопасны. Отбор опытов таков, чтобы не дублировать демонстрационные и лабораторные опыты 7—11 классов. Многие экспериментальные задачи сформулированы в виде игровых заданий.

Отличительная особенность данной образовательной программы

Данный курс не подменяет изучение физики с 7 класса, а служит пропедевтическим курсом для последующего систематического изучения предмета.        

Благодаря использованию нестандартного подхода при организации занятий в рамках образовательной программы «В глубинах физики» учащиеся получают возможность самовыражения, учатся взаимодействовать друг с другом, с уважением относиться к мнению других людей и овладевают искусством дискуссии.

преподаватели

Фадеева Зоя юрьевна, учитель физики

Содержание программы

Инструктаж по охране труда на занятиях. Вводное занятие
Тема Измерения
Измерение. Погрешность.
Измерение длины. Эталон длины
Измерение размеров малых тел способом рядов
Измерение диаметра тел. Штангенциркуль Микрометр.
Измерение времени. Миллисекунда
Определение скорости через измерения расстояния и времени
Измерение площади. Палетка
Измерение объёма. Мерный стакан
Измерение массы. Римские весы.
Определение плотности жидкости и твердого тела.

Тема Вещество
Строение вещества. Атомы и молекулы
Движение молекул. Диффузия. Броуновское движение.
Взаимодействие молекул. Поверхностное натяжение
Смачивание и капиллярность
Агрегатные состояния.
Давление жидкостей и газов
Атмосферное давление
Атмосферное давление на службе человека
Тепловые свойства тел
Способы изменения внутренней энергии
Виды теплопередачи.
Погода и климат
Образование ветров
Влажность воздуха
Проект

Тема Механика
Жёсткость и прочность
Центр тяжести
Виды равновесия
Устойчивость
Равновесие рычага
Инерция
Взаимодействие

Тема Силы
Сила тяжести
Сила упругости
Сила сопротивления
Сила Архимеда.
Плавание тел
Подъемная сила крыла
Реактивное движение
Проект


Тема Электричество и магнетизм
Электризация. Электрический заряд
Электрический ток. Проводники и изоляторы
Электрическая цепь. Электрическая схема
Соединения проводников
Постоянные магниты
Электромагниты
Проект

Тема Свет
Свет и спектр
Цвета и краски
Как мы видим?
Распространение света
Отражение света
Преломление света
Солнечные и лунные затмения
Лупа
Микроскоп

Тема Звук
Источники звука
Высота звука
Как мы слышим?
Физик в гостях у биолога
Свойства звука
Скорость звука в разных средах. Звукоизоляция
Проект


Цели программы

Целями изучения пропедевтического курса физики в 5 и 6 классах являются:

1.      развитие интереса и творческих способностей младших школьников при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне;

2.      приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы, многие из которых им предстоит изучать в старших классах школы;

3.      формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.

Задачи программы

1.    Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явления, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода).

2.    Приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления.

3.    Формирование у учащихся знаний о физических величинах путь, скорость, время, сила, масса, плотность, как о способе описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел.

4.    Формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы.

5.    Овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки.

6.    Понимание отличия научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

7.    Развитие общего кругозора учащихся, усовершенствование их умения работать с научно-популярной литературой, справочниками, физическим оборудованием.

Результат программы

К концу изучения курса учащиеся должны иметь первые представления о физических явлениях, быть знакомы с основами молекулярно-кинетической теории строения вещества, уметь обращаться с простейшим физическим оборудованием, производить простейшие измерения, снимать показания со шкалы прибора.

Материально-техническая база

Техническое обеспечение

Кабинет физики.
Лаборантская с приборами и материалами, необходимыми для проведения физических опытов и экспериментов.
Компьютер.
Интерактивная доска.
Проектор.