«Давай дружить, дорога!»

Программа направлена на формирование у  учащихся  устойчивых  навыков  соблюдения  и  выполнения  Правил  дорожного  движения  Российской  Федерации, сознательного и ответствен­ного отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, развитию умений ориентироваться  в  дорожно-транспортной  ситуации, а также  таких  умений, как  быстрота  реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное  и  слуховое  восприятие, логическое  мышление, находчивость.

преподаватели

Учителя начальной школы: Шадура Е. В., Паненкова М. Н., Ланкина Ю. В., Ельчина А. С., Уварова Е. В., Гончарова Г. В., Хурулова С. Н., Юлина М. М., Рогудеева Л. А., Халицкая А. В., Мендеева О. Н., Левченко О. Н.

Содержание программы

Первый год

1. Инструктаж по технике безопасности (2 ч.)

2. Ориентировка в окружающем мире (15 ч.)

  • Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).
  • Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).
  • Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира 
  • Форма и цвет знаков дорожного движения 
  • Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».
  • Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.
  • Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).
  • Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный

3. Ты — пешеход (11 ч.)

  • Дорога. Тротуар как часть дороги
  • Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги

4. Ты — пассажир (5 ч.)

  • Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.

 Второй год

1. Инструктаж по технике безопасности (2 ч.)

2. Ориентировка в окружающем мире (22 ч.)

  • Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии 
  • Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро).
  • Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.
  • Транспорт личный и общественный (отличие, классификация).
  • Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района, как условие безопасного передвижения.
  • Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт).
  • Опасность и безопасность на дорогах. 

12.   Ты — пешеход (6 ч.)

  • Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». 
  • Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

15.   Ты – пассажир (4 ч.)

  • В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности.

        Третий год

1. Инструктаж по технике безопасности (2 ч.)

2. Ориентировка в окружающем мире (8 ч.)

  • Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа 
  • Оценивание дорожных ситуаций
  • Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.

3. Ты — пешеход (21 ч.)

  • Дорога используется для движения транспортных средств. 
  • Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. 
  • Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.
  • Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения.

4. Ты — пассажир (3 ч.)

  •  Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.

Четвёртый год

1. Инструктаж по технике безопасности (2 ч.)

2. Ориентировка в окружающем мире (9 ч.)

  • Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.
  • Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.

3. Ты — пешеход (17 ч.)

  • Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. 
  • Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки
  • Запрещающие знаки: «опасность». 
  • Информационные знаки (общее представление)
  • Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».
  • Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). 
  • Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).
  • Дорожные опасности. 

4.  Ты — пассажир (6 ч.)

  • При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.

Цели программы

Формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника, как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Результат программы

Учащиеся

  • получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ,
  • учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
  • учатся нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
  • повышается эстетическая воспитанность – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
  • улучшается трудовое воспитание – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
  • улучшается физическое воспитание – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Особые условия проведения

нет особых условий

Материально-техническая база

·        Компьютеры

·        Проекторы

·        Канцелярские принадлежности

·        Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей0

·        Плакаты

·        Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации

·        Дорожные знаки

·        Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.)

·        Компьютерные презентации

·        Детские машины