"Полёт в космос"

На современном этапе Россия испытывает острую необходимость в высокопрофессиональных научных и инженерных кадрах, имеющих инно­вационное мышление, активную жизненную позицию, ориентированных на социальное самоопределение и саморазвитие, участие в прорывных инновационных проектах страны. Система дополнительного образования имеет требуемый ресурс для участия и решения этих задач и является важной составной частью для решения проблемы возрождения инженер­ного и научного кадрового потенциала страны.

По ряду ключевых позиций наша страна удерживает лидерство в ми­ровой космонавтике, которая остается областью, где находят применение самые сложные технологии и самые последние достижения науки.

В настоящее время ракетно-космический моделизм приобрел большую популярность среди молодежи и школьников. Он является одним из наиболее эффективных средств приобщения детей и молодежи к изучению межпланетных полетов и вопросов космонавтики.

Сегодня человечество активно изучает всю Солнечную систему с помощью различных гигантских телескопов, новых технологий, космических обсерваторий и автоматических межпланетных станций. Постоянно работают комплексные научные орбитальные станции с человеком на борту. Впервые за всю свою историю человек побывал на другом космическом теле – Луне. Впереди – создание лунных баз, пилотируемые полеты на Марс и осуществление еще более грандиозных космических проектов. Благодаря научным открытиям и развитию современных научных теорий сознание человека проникло в глубины Вселенной до расстояния в 13 млрд. световых лет!

Человек впервые за всю историю человечества посмотрел на свой родной дом – Землю – со стороны и понял, как она мала, и как велика Вселенная. Земное, обособленное сознание человека постепенно расширяется до масштабов всего космоса. Такую тенденцию в развитии, а именно, выход человека в Космос и постоянное увеличение границ его обитания, предвидели величайшие ученые и мыслители, такие как К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский.

 В связи с этим была разработана программа «Полет в космос», которая представляет собой воспитательный, образовательный курс, направленный на формирование у ребенка эмоционально – чувственного базиса для последующего получения им теоретических знаний и практических навыков в области астрономии и космологии. В этом заключается ее основное отличие от большинства других программ по воспитанию и образованию.

преподаватели

Ковтун Елена Викторовна, учитель физики

Содержание программы

 

Раздел 1. Введение в курс «Полёт в космос» (2 ч.) (теория 1 ч., практика 1 ч.)

Введение в программу (2 часа).  Цели, задачи и направления работы курса. Правила безопасного поведения при проведении наблюдений за звёздным небом. Что изучает астрономия и космология? Организации, занимающиеся исследованиями космоса.  Значение знаний астрономии в жизни обычного человека.

Практические занятия (1 ч.):

1. Изучение правил безопасного проведения наблюдений за звёздным небом.

Раздел 2. Космос в жизни человека (5 ч.) (теория 2 ч., практика 2 ч., экскурсия 1 ч.)

Теория (2 ч.)  Писатели и поэты о красоте звёздного неба,  Народные наблюдения и приметы, связанные с изменениями в космическом пространстве атмосферы Земли в самых верхних её слоях. «Космические» профессии. Развитие космической отрасли в нашей стране.

Практические занятия (2 ч.): 

1.Работа над выпуском презентаций  «космические» профессии

2. Познавательная викторина «Космодромы Мира»

Экскурсии (1 ч.):

1. Экскурсия на космодром «Восточный».  Знакомство с «космическими» профессиями.

Раздел 3. Уникальный мир Звёзд (6 ч.)        (теория 2 ч., практика 4 ч., экскурсия 1ч.)

Теория (2 ч.)  Звёздное небо. Основные линии и точки небесной сферы. Древние легенды и мифы о героях именами, которых были названы созвездия и планеты. Знакомство с картой звездного неба. Ориентирование на местности по звёздам. Движение Земли в Солнечной системе.

Практические занятия (3 ч.):

1.Ориентирование на местности. Знакомство с топографией. Отчёт: топографический план школьной территории.

2.Наблюдение звёздного неба. Знакомство с картой звёздного неба, и правилами её использования при наблюдениях.

3.Защита мини проектов по темам раздела

Экскурсии (1 ч.):

1.Экскурсия на космодром «Восточный» Знакомство с работой центра вывода спутника на орбиту.

Раздел 4. Развитие космологии (3 ч.) (теория 2 ч., практика 1 ч.)

Развитие космологии 2ч. Представления о строении мира. Основы изучения строения и эволюции Вселенной.  Рождение Вселенной. Теория «Большого взрыва».

Практические занятия-(1 ч.) Круглый стол по теме «Жизнь и разум во Вселенной.

Цели программы

Цель программы: заинтересовать обучающихся проблемами современной астрономии и космологии, формировать навыки поиска и решения поставленных образовательных задач.

Задачи программы:

Предметные:

расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;

укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла;

обучать пользоваться учебной и дополнительной литературой.

Личностные:

развитие у детей положительных качеств (доброту, терпимость, ответственность и др.), познавательных  процессов,  речи, эмоций.    

Мета предметные:

воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;

приобщать ребенка к здоровому образу жизни  в гармонии с природой.

творческих способностей;

формирование учебной и научной деятельности.

Результат программы

Личностные:

·любовь к природе;

·ответственное и бережное отношение к окружающей среде;

·активная жизненная позиция; сохранение здоровья обучающихся.

Метапредметные:

·развитие наблюдательности,  логического мышления, речи, творческих способностей, коммуникабельности, навыков самостоятельной работы, навыка публичных выступлений при защите творческих проектов;

·умение анализировать, проектировать, оценивать  деятельность.

Предметные:

·представление о народных  легендах и сказаниях связанных с названием созвездий, планет и других космических объектах.

·знание правил оформления наблюдений; методов космических исследований; правил поведения во время наблюдений за ночным небом, умение  оформлять свою работу; вести наблюдения за небесными объектами;

·работать с лабораторным оборудованием; оценивать изменения видимой части неба, собирать коллекционный материал; выполнять поделки.

·умение ориентироваться на местности, работать с картами топографическими, географическими, звёздными.

По окончании обучения, обучающиеся будут знать: 

·правила грамотного и безопасного проведения  наблюдений  ночного неба;

·условия и способы получения информации об астрономических объектах;

·окружающий Землю мир, роль развития астрономии в жизни людей, существующие в космосе связи между объектами и влияние их на людей;

·технологию изготовления поделок (календарей, карт звездного неба, персонажей древних легенд и мифов, в честь которых названы звёзды созвездия;

·правила ТБ на занятиях.

По окончании обучения, обучающиеся будут уметь:

·общаться с природой;

·видеть и понимать красоту  звёздного неба;

·воспринимать окружающий мир в его материальном проявлении;

·проводить самостоятельно наблюдения и вести дневник наблюдений;

·распознавать в окружающем мире  изменения, которые изучали в курсе;

·сравнивать астрономические объекты и находить в них существенные отличительные признаки или сходства;

·составлять небольшие информационные очерки о космонавтах, учёных,  исследованиях, достижениях в истории развития астрономии.

Материально-техническая база

 Материально-техническое обеспечение: для занятий требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным и вечерним освещением.

Оборудование:

шкафы для пособий  - 1 шт.; 

стол  для педагога - 1шт.;

стулья ученические - 30 шт.;

столы - 15 шт.

 

Технические средства:

 компьютер-1шт; 

проектор-1шт.; 

экран -1 шт.;

принтер лазерный -1шт.

телескоп – 1 шт.

Дидактический материал:

иллюстративный материал

карты

настольные игры

диски с фильмами, учебные видеофильмы.

презентации

слайды