- Главная
- Направления
- Естественнонаучная
- Астрономия
- "Полёт в космос"
Рекомендуем посмотреть
"Полёт в космос"
На современном этапе Россия испытывает острую необходимость в высокопрофессиональных научных и инженерных кадрах, имеющих инновационное мышление, активную жизненную позицию, ориентированных на социальное самоопределение и саморазвитие, участие в прорывных инновационных проектах страны. Система дополнительного образования имеет требуемый ресурс для участия и решения этих задач и является важной составной частью для решения проблемы возрождения инженерного и научного кадрового потенциала страны.
По ряду ключевых позиций наша страна удерживает лидерство в мировой космонавтике, которая остается областью, где находят применение самые сложные технологии и самые последние достижения науки.
В настоящее время ракетно-космический моделизм приобрел большую популярность среди молодежи и школьников. Он является одним из наиболее эффективных средств приобщения детей и молодежи к изучению межпланетных полетов и вопросов космонавтики.
Сегодня человечество активно изучает всю Солнечную систему с помощью различных гигантских телескопов, новых технологий, космических обсерваторий и автоматических межпланетных станций. Постоянно работают комплексные научные орбитальные станции с человеком на борту. Впервые за всю свою историю человек побывал на другом космическом теле – Луне. Впереди – создание лунных баз, пилотируемые полеты на Марс и осуществление еще более грандиозных космических проектов. Благодаря научным открытиям и развитию современных научных теорий сознание человека проникло в глубины Вселенной до расстояния в 13 млрд. световых лет!
Человек впервые за всю историю человечества посмотрел на свой родной дом – Землю – со стороны и понял, как она мала, и как велика Вселенная. Земное, обособленное сознание человека постепенно расширяется до масштабов всего космоса. Такую тенденцию в развитии, а именно, выход человека в Космос и постоянное увеличение границ его обитания, предвидели величайшие ученые и мыслители, такие как К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский.
В связи с этим была разработана программа «Полет в космос», которая представляет собой воспитательный, образовательный курс, направленный на формирование у ребенка эмоционально – чувственного базиса для последующего получения им теоретических знаний и практических навыков в области астрономии и космологии. В этом заключается ее основное отличие от большинства других программ по воспитанию и образованию.
преподаватели
Ковтун Елена Викторовна, учитель физики
Содержание программы
Раздел 1. Введение в курс «Полёт в космос» (2 ч.) (теория 1 ч., практика 1 ч.)
Введение в программу (2 часа). Цели, задачи и направления работы курса. Правила безопасного поведения при проведении наблюдений за звёздным небом. Что изучает астрономия и космология? Организации, занимающиеся исследованиями космоса. Значение знаний астрономии в жизни обычного человека.
Практические занятия (1 ч.):
1. Изучение правил безопасного проведения наблюдений за звёздным небом.
Раздел 2. Космос в жизни человека (5 ч.) (теория 2 ч., практика 2 ч., экскурсия 1 ч.)
Теория (2 ч.) Писатели и поэты о красоте звёздного неба, Народные наблюдения и приметы, связанные с изменениями в космическом пространстве атмосферы Земли в самых верхних её слоях. «Космические» профессии. Развитие космической отрасли в нашей стране.
Практические занятия (2 ч.):
1.Работа над выпуском презентаций «космические» профессии
2. Познавательная викторина «Космодромы Мира»
Экскурсии (1 ч.):
1. Экскурсия на космодром «Восточный». Знакомство с «космическими» профессиями.
Раздел 3. Уникальный мир Звёзд (6 ч.) (теория 2 ч., практика 4 ч., экскурсия 1ч.)
Теория (2 ч.) Звёздное небо. Основные линии и точки небесной сферы. Древние легенды и мифы о героях именами, которых были названы созвездия и планеты. Знакомство с картой звездного неба. Ориентирование на местности по звёздам. Движение Земли в Солнечной системе.
Практические занятия (3 ч.):
1.Ориентирование на местности. Знакомство с топографией. Отчёт: топографический план школьной территории.
2.Наблюдение звёздного неба. Знакомство с картой звёздного неба, и правилами её использования при наблюдениях.
3.Защита мини проектов по темам раздела
Экскурсии (1 ч.):
1.Экскурсия на космодром «Восточный» Знакомство с работой центра вывода спутника на орбиту.
Раздел 4. Развитие космологии (3 ч.) (теория 2 ч., практика 1 ч.)
Развитие космологии 2ч. Представления о строении мира. Основы изучения строения и эволюции Вселенной. Рождение Вселенной. Теория «Большого взрыва».
Практические занятия-(1 ч.) Круглый стол по теме «Жизнь и разум во Вселенной.
Цели программы
Цель программы: заинтересовать обучающихся проблемами современной астрономии и космологии, формировать навыки поиска и решения поставленных образовательных задач.
Задачи программы:
Предметные:
расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла;
обучать пользоваться учебной и дополнительной литературой.
Личностные:
развитие у детей положительных качеств (доброту, терпимость, ответственность и др.), познавательных процессов, речи, эмоций.
Мета предметные:
воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
приобщать ребенка к здоровому образу жизни в гармонии с природой.
творческих способностей;
формирование учебной и научной деятельности.
Результат программы
Личностные:
·любовь к природе;
·ответственное и бережное отношение к окружающей среде;
·активная жизненная позиция; сохранение здоровья обучающихся.
Метапредметные:
·развитие наблюдательности, логического мышления, речи, творческих способностей, коммуникабельности, навыков самостоятельной работы, навыка публичных выступлений при защите творческих проектов;
·умение анализировать, проектировать, оценивать деятельность.
Предметные:
·представление о народных легендах и сказаниях связанных с названием созвездий, планет и других космических объектах.
·знание правил оформления наблюдений; методов космических исследований; правил поведения во время наблюдений за ночным небом, умение оформлять свою работу; вести наблюдения за небесными объектами;
·работать с лабораторным оборудованием; оценивать изменения видимой части неба, собирать коллекционный материал; выполнять поделки.
·умение ориентироваться на местности, работать с картами топографическими, географическими, звёздными.
По окончании обучения, обучающиеся будут знать:
·правила грамотного и безопасного проведения наблюдений ночного неба;
·условия и способы получения информации об астрономических объектах;
·окружающий Землю мир, роль развития астрономии в жизни людей, существующие в космосе связи между объектами и влияние их на людей;
·технологию изготовления поделок (календарей, карт звездного неба, персонажей древних легенд и мифов, в честь которых названы звёзды созвездия;
·правила ТБ на занятиях.
По окончании обучения, обучающиеся будут уметь:
·общаться с природой;
·видеть и понимать красоту звёздного неба;
·воспринимать окружающий мир в его материальном проявлении;
·проводить самостоятельно наблюдения и вести дневник наблюдений;
·распознавать в окружающем мире изменения, которые изучали в курсе;
·сравнивать астрономические объекты и находить в них существенные отличительные признаки или сходства;
·составлять небольшие информационные очерки о космонавтах, учёных, исследованиях, достижениях в истории развития астрономии.
Материально-техническая база
Материально-техническое обеспечение: для занятий требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным и вечерним освещением.
Оборудование:
шкафы для пособий - 1 шт.;
стол для педагога - 1шт.;
стулья ученические - 30 шт.;
столы - 15 шт.
Технические средства:
компьютер-1шт;
проектор-1шт.;
экран -1 шт.;
принтер лазерный -1шт.
телескоп – 1 шт.
Дидактический материал:
иллюстративный материал
карты
настольные игры
диски с фильмами, учебные видеофильмы.
презентации
слайды