Летний профильный лагерь "Берендеи"

Программа предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма и краеведения таким образом, чтобы осуществить преимущественное воздействие образовательно-воспитательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте с действительностью - окружающей природной и социальной средой.

 

преподаватели

Дюльдина Надежда Владимировна, педагог дополнительного образования.

Расписание

понедельник-суббота по 1 академическому часу по 40 минут с 10.30 в период с 16.06.2022 по 09.07.2022

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие (1 час)

Теория. Ознакомление обучающихся с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы. Форма одежды и внешний вид.

Практика. Практическая работа на выявление уровня обучающихся начальной подготовки.

Раздел 2. «Основы туристкой подготовки» (4 часа)

Теория: Понятие о личном и групповом туристском снаряжении. Перечень личного снаряжения одно дневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних походов. Групповое снаряжение, требования к нему.

Основные требования к месту привала и бивака. Установка палаток. Размещение вещей в них. Распределение обязанностей в группе.

Составление плана подготовки похода.  Значение правильного питания в походе. Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд. Организация питания в походе выходного дня. Составление меню. Туристские должности в группе

Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня. Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, через завалы, по заболоченной местности.

Практика:

Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведение похода и подведение итогов.

Правила движения в походе, преодоление естественных препятствий.

Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения. Закрепление изученного по разделу. Интеллектуальная игра: «Что, где, когда»

Раздел 3.   «Краеведение» (4 часа)

Теория: Родной край, его природные особенности, история Тындинского района. План и географическая карта местности, формы земной поверхности, горизонт и его стороны, погода и климат. Исторические сведения о первых поселенцах Тындинского района, о экскурсионных объектов, музеев. Классификация грибов и определение их доброкачественности. Съедобные грибы (трубчатые, пластинчатые, сумчатые). Съедобные и ядовитые грибы, ягоды. Пищевые и лечебные свойства ягоды. Рыба Тындинского района. Способы лова. Животные Тындинского района. Места обитания. Хищники, копытные, грызуны, птицы. Животные, занесённые в красную книгу. Места обитания. Растительность Тындинского района

Практика: Экскурсия в музей прииска. Краеведческая викторина-игра: «Следопыт»

     Раздел 4.   «Основы медицинских знаний» (2 час)

Теория:

Травмы и заболевания характерные в природной среде. Характеристика травм и заболеваний, меры по их профилактике. Гигиена туриста. Соблюдение правил личной гигиены в походе. Основные принципы оказания первой помощи. Проведение осмотра пострадавшего, порядок его проведения (обеспечение проходимости дыхательных путей, наличие дыхания, наличие пульса). Правила поведения оказывающего первую помощь.

Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблетированные, порошковые, линименты, смазки. Различия в принципе действия. Личная аптечка туриста, необходимые лекарства в зависимости от хронических заболеваний.

Практика:

1.    Походный травматизм. Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги.

2.    Формирование походной медицинской аптечки. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

 Раздел 5. «Начальная специальная подготовка» (4 часа)

Теория:

Начальная альпийская подготовка: правила вязания узлов, страховочные системы. Способы выживания в условиях автономного существования: поиск воды, добыча огня, постройка временного укрытия. Техника безопасности.   Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности.  Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице.

Практика:

Переправа: по горизонтальной веревке; по горизонтальному или наклонному бревну; по качающимся перекладинам. «Подвесное бревно».  «Бабочка».  «Паутина».  «Ромб». Преодоление заболоченного участка: по кочкам; с помощью жердей. Движение по узкому лазу. Переправа с использованием подручных средств.

 

Цели программы

Цель программы: способствовать формированию знаний и умений в области спортивного туризма.

Результат программы

По окончанию освоения краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей лагеря с дневным пребыванием «Берендеи» у детей и подростков будут достигнуты следующие ожидаемые результаты освоения программы:

  - у ребят сформируются умения и навыки, приобретенные в ходе освоения программы, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребенка;

-сформируются основы туристско-краеведческая подготовка участников летнего лагеря;

- актуализация и частичное решение детско-подростковых проблем (через опыт деятельности самих детей и подростков);

- умение работать в команде и применять свои знания на практике;

- будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности;

- будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявление социальной инициативы.

 

Особые условия проведения

Особые условия группы формируются с учетом интересов и потребностей ребят, с различными физическими способностями, успеваемостью, социальным опытом.

 

Материально-техническая база

Карточки с изображением узлов и переправ;
Спортивная площадка;
Карточки с изображением предметов быта и оборудования для похода;
Рюкзак, палатка, коврик (пенка), спальник;
Карточки с изображением, презентации;
Музей прииска, кабинет с интерактивной доской;
Карточки-схемы;
Кабинет, медицинская аптечка, перевязочный материал;
Полоса препятствий.

Список литературы для педагога
 

1.        Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996. – С. 33-45

2.        Аппенянский А. И. Физическая подготовка туристов. М.: ЦРИБ «Турист», 1985. – С. 224-387

3.        Аркин Я. Г., Захаров В. Д., Саратовкин В. Д. Обеспечение безопасности в горах. М.: ЦРИБ «Турист», 1989. – С. 96-119

4.        Бардин К.В. Азбука туризма. М.: Просвещение, 1981. – 347 с.

5.        Варламов В. Г. Основы безопасности в пешом походе. М.: ЦРИБ «Турист», 1983. – 223 с.

6.        Велитченко В. К. Физкультура без травм. М.: Просвещение, 1993 – С. 16-47

7.        Елин Е. П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение,

1980. – С. 96-110

8.        Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. М.: Профиздат, 1990. – 74 с.

9.        Куликов В. М., Константинов Ю. С. Топография и ориентирование в туристском путешествие. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997. – 247 с.

10.    Коструб А. А. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат,1987. – 174 с.

11.    Коротов В.М. Самоуправление школьников. М.: Просвещение, 1981. – С. 12-48

12.    Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристических слетов и соревнований учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997. – 286 с.

13.    Консантинов Ю. С. Туристские соревнования учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995. – С. 35-49

14.    Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. М.: ФиС, 1979. – 247 с.

15.    Лукоянов П. И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий. М.: ЦДЮТур, 1998. – С. 49-60

16.    Рябов Е.Г. Туризм в школе. М.: ФиС, 1983. - С.19-42

17.    Симаков В.И. Туристские походы выходного дня. М. Советская Россия, 1984. - С.14-127

18.    Стемпиньска Я., Шаевски Т. Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях. М.: ФиС, 1998. – 192 с.

19.    Уховский Ф.С. Уроки ориентирования. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995. –С. 45-69 

20.    Харин Х. Я. Безопасность путешествий на плотах. М.: ЦРИБ «Турист», 1984. – С. 55-101

Список литературы для детей
 

1.         Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. М.: Просвещение, 1988. 243 с.

2.         Волович В. Г. С природой один на один. М.: «Воениздат», 1989. -  157 с.

3.         Гостюшин А. В., Шубина С. И. Азбука выживания. М.: «Знание»,

        1996. - 117 с.

4.         Иванов Е. И. Начальная подготовка ориентировщика. М.: ФиС, 1985. – 135 с.

5.         Ингстрем А. В лесу и на опушке. М.: ФиС, 1979. 228 с.

6.         Коротов В. М. Самоуправление школьников. М.: Просвещение, 1981. – 157 с.

7.         Кудряшов Б. Энциклопедия выживания. Краснодар: «Советская Кубань», 1996. 235 с.

 

 

Стоимость

в рамках бюджетного финансирования