Программа предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма и краеведения таким образом, чтобы осуществить преимущественное воздействие образовательно-воспитательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте с действительностью - окружающей природной и социальной средой.
преподаватели
Дюльдина Надежда Владимировна, педагог дополнительного образования.
Расписание
понедельник-суббота по 1 академическому часу по 40 минут с 10.30 в период с 16.06.2022 по 09.07.2022
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Теория. Ознакомление обучающихся с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы. Форма одежды и внешний вид.
Практика. Практическая работа на выявление уровня обучающихся начальной подготовки.
Раздел 2. «Основы туристкой подготовки» (4 часа)
Теория: Понятие о личном и групповом туристском снаряжении. Перечень личного снаряжения одно дневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних походов. Групповое снаряжение, требования к нему.
Основные требования к месту привала и бивака. Установка палаток. Размещение вещей в них. Распределение обязанностей в группе.
Составление плана подготовки похода. Значение правильного питания в походе. Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд. Организация питания в походе выходного дня. Составление меню. Туристские должности в группе
Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня. Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, через завалы, по заболоченной местности.
Практика:
Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведение похода и подведение итогов.
Правила движения в походе, преодоление естественных препятствий.
Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения. Закрепление изученного по разделу. Интеллектуальная игра: «Что, где, когда»
Раздел 3. «Краеведение» (4 часа)
Теория: Родной край, его природные особенности, история Тындинского района. План и географическая карта местности, формы земной поверхности, горизонт и его стороны, погода и климат. Исторические сведения о первых поселенцах Тындинского района, о экскурсионных объектов, музеев. Классификация грибов и определение их доброкачественности. Съедобные грибы (трубчатые, пластинчатые, сумчатые). Съедобные и ядовитые грибы, ягоды. Пищевые и лечебные свойства ягоды. Рыба Тындинского района. Способы лова. Животные Тындинского района. Места обитания. Хищники, копытные, грызуны, птицы. Животные, занесённые в красную книгу. Места обитания. Растительность Тындинского района
Практика: Экскурсия в музей прииска. Краеведческая викторина-игра: «Следопыт»
Раздел 4. «Основы медицинских знаний» (2 час)
Теория:
Травмы и заболевания характерные в природной среде. Характеристика травм и заболеваний, меры по их профилактике. Гигиена туриста. Соблюдение правил личной гигиены в походе. Основные принципы оказания первой помощи. Проведение осмотра пострадавшего, порядок его проведения (обеспечение проходимости дыхательных путей, наличие дыхания, наличие пульса). Правила поведения оказывающего первую помощь.
Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблетированные, порошковые, линименты, смазки. Различия в принципе действия. Личная аптечка туриста, необходимые лекарства в зависимости от хронических заболеваний.
Практика:
1. Походный травматизм. Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги.
2. Формирование походной медицинской аптечки. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
Раздел 5. «Начальная специальная подготовка» (4 часа)
Теория:
Начальная альпийская подготовка: правила вязания узлов, страховочные системы. Способы выживания в условиях автономного существования: поиск воды, добыча огня, постройка временного укрытия. Техника безопасности. Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице.
Практика:
Переправа: по горизонтальной веревке; по горизонтальному или наклонному бревну; по качающимся перекладинам. «Подвесное бревно». «Бабочка». «Паутина». «Ромб». Преодоление заболоченного участка: по кочкам; с помощью жердей. Движение по узкому лазу. Переправа с использованием подручных средств.
Цели программы
Цель программы: способствовать формированию знаний и умений в области спортивного туризма.
Результат программы
По окончанию освоения краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей лагеря с дневным пребыванием «Берендеи» у детей и подростков будут достигнуты следующие ожидаемые результаты освоения программы:
- у ребят сформируются умения и навыки, приобретенные в ходе освоения программы, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребенка;
-сформируются основы туристско-краеведческая подготовка участников летнего лагеря;
- актуализация и частичное решение детско-подростковых проблем (через опыт деятельности самих детей и подростков);
- умение работать в команде и применять свои знания на практике;
- будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности;
- будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявление социальной инициативы.
Особые условия проведения
Особые условия группы формируются с учетом интересов и потребностей ребят, с различными физическими способностями, успеваемостью, социальным опытом.
Материально-техническая база
Карточки с изображением узлов и переправ;
Спортивная площадка;
Карточки с изображением предметов быта и оборудования для похода;
Рюкзак, палатка, коврик (пенка), спальник;
Карточки с изображением, презентации;
Музей прииска, кабинет с интерактивной доской;
Карточки-схемы;
Кабинет, медицинская аптечка, перевязочный материал;
Полоса препятствий.
Список литературы для педагога
1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996. – С. 33-45
2. Аппенянский А. И. Физическая подготовка туристов. М.: ЦРИБ «Турист», 1985. – С. 224-387
3. Аркин Я. Г., Захаров В. Д., Саратовкин В. Д. Обеспечение безопасности в горах. М.: ЦРИБ «Турист», 1989. – С. 96-119
4. Бардин К.В. Азбука туризма. М.: Просвещение, 1981. – 347 с.
5. Варламов В. Г. Основы безопасности в пешом походе. М.: ЦРИБ «Турист», 1983. – 223 с.
6. Велитченко В. К. Физкультура без травм. М.: Просвещение, 1993 – С. 16-47
7. Елин Е. П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение,
1980. – С. 96-110
8. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. М.: Профиздат, 1990. – 74 с.
9. Куликов В. М., Константинов Ю. С. Топография и ориентирование в туристском путешествие. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997. – 247 с.
10. Коструб А. А. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат,1987. – 174 с.
11. Коротов В.М. Самоуправление школьников. М.: Просвещение, 1981. – С. 12-48
12. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристических слетов и соревнований учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997. – 286 с.
13. Консантинов Ю. С. Туристские соревнования учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995. – С. 35-49
14. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. М.: ФиС, 1979. – 247 с.
15. Лукоянов П. И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий. М.: ЦДЮТур, 1998. – С. 49-60
16. Рябов Е.Г. Туризм в школе. М.: ФиС, 1983. - С.19-42
17. Симаков В.И. Туристские походы выходного дня. М. Советская Россия, 1984. - С.14-127
18. Стемпиньска Я., Шаевски Т. Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях. М.: ФиС, 1998. – 192 с.
19. Уховский Ф.С. Уроки ориентирования. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995. –С. 45-69
20. Харин Х. Я. Безопасность путешествий на плотах. М.: ЦРИБ «Турист», 1984. – С. 55-101
Список литературы для детей
1. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. М.: Просвещение, 1988. 243 с.
2. Волович В. Г. С природой один на один. М.: «Воениздат», 1989. - 157 с.
3. Гостюшин А. В., Шубина С. И. Азбука выживания. М.: «Знание»,
1996. - 117 с.
4. Иванов Е. И. Начальная подготовка ориентировщика. М.: ФиС, 1985. – 135 с.
5. Ингстрем А. В лесу и на опушке. М.: ФиС, 1979. 228 с.
6. Коротов В. М. Самоуправление школьников. М.: Просвещение, 1981. – 157 с.
7. Кудряшов Б. Энциклопедия выживания. Краснодар: «Советская Кубань», 1996. 235 с.
Стоимость
в рамках бюджетного финансирования