- Главная
- Направления
- Социально-гуманитарная
- Прочее
- Творческое объединение"Шахматы"
Рекомендуем посмотреть
Творческое объединение"Шахматы"
Обучаясь по данной программе, обучающиеся познакомятся с историей шахмат, биографией великих шахматистов, освоят теоретические основы шахматной игры, приобретут турнирный опыт. Программа творческого объединения "Шахматы" базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а также творческой самореализации детей.
преподаватели
Макарцова Софья Петровна, педагог дополнительного образования.
Расписание
1 группа-пт-12.50-13.30, 13.40-14.20
2 группа -пн-12.50-13.30, 13.40-14.20
Содержание программы
1. ВВЕДЕНИЕ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ (2 часа).
Теория: Введение в программу «Шахматы. Инструктаж по технике безопасности. История происхождения шахмат. Легенды о шахматах. Великие шахматисты мира(1ч).
Практика: Дидактические игры (1ч).
2. ШАХМАТНАЯ ДОСКА(2 часа).
Теория: Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр (1ч).
Практика: Дидактические игры и задания "Горизонталь", "Вертикаль", «Диагональ» (1ч).
3. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ(2 часа).
Теория: Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король(1ч).
Практика: Дидактические игры и задания:
«Волшебный мешочек»,"Угадай-ка","Секретная фигура"(1ч).
4. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ (4 часа).
Теория: Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения (1ч).
Практика: Входная аттестация(1ч). Дидактические игры и задания(2ч).
5. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР (8 часов).
Теория: Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты(3ч).
Практика: Дидактические игры и задания. Игра «Кто сильнее?» (5ч).
6. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ(8 часов).
Теория: Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля (2ч).
Практика: Тренировочные партии. Разбор партий (6ч).
7. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА (6 часов).
Теория: Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата (2ч).
Практика: Тренировочные партии(3ч). Промежуточная аттестация(1ч)
8. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ (30 часов).
Теория:Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.)(10ч).
Практика: Тренировочные партии. Разбор партий. Соревнование (20ч).
9.ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПАРТИИ(8 часов).
Практика: Тренировочные партии. Соревнования(7 ч). Итоговая аттестация (1 ч).
10.ИТОГОВОЕЗАНЯТИЕ(2ч).
Практика: Тренировочные партии. Квест-игра. (2 ч).
Цели программы
Цель программы – создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Результат программы
В ходе реализации данной программы обучающиеся будут знать:
· обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
· ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
По окончании программы обучающиеся будут уметь:
· записывать шахматную партию;
· матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
· проводить элементарные комбинации.
Особые условия проведения
Программа ориентирована на возраст обучающихся от 7 до 10 лет. На обучение принимаются все желающие. Набор осуществляется в одну группу. Количество обучающихся в группе – 15 человек.
Материально-техническая база
1. Оборудование учебного кабинета: стол для педагога – 1 шт., столы для обучающихся – 8шт., стулья для обучающихся и педагога – 16 шт., шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов- 2 шт.
2. Технические средства обучения: компьютер – 1 шт., принтер – 1 шт., мультимедийный проектор - 1 шт., маркерная доска – 1 шт., экран -1 шт., съемные носители для информации, средства телекоммуникации (выход в интернет).
3. Шахматные доски с набором шахматных фигур, демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур.
Стоимость
Бюджетное финансирование