Творческое объединение"Шахматы"

Обучаясь по данной программе, обучающиеся познакомятся с историей шахмат, биографией великих шахматистов, освоят теоретические основы шахматной игры, приобретут турнирный опыт. Программа творческого объединения "Шахматы" базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а также творческой самореализации детей. 

преподаватели

Макарцова Софья Петровна, педагог дополнительного образования.

Расписание

1 группа-пт-12.50-13.30, 13.40-14.20

2 группа -пн-12.50-13.30, 13.40-14.20

Содержание программы

1.  ВВЕДЕНИЕ.  КРАТКАЯ  ИСТОРИЯ  ШАХМАТ  (2 часа).

Теория: Введение в программу «Шахматы. Инструктаж по технике безопасности. История происхождения шахмат. Легенды о шахматах. Великие шахматисты мира(1ч).

Практика: Дидактические игры (1ч).

2.  ШАХМАТНАЯ ДОСКА(2 часа).

Теория: Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр (1ч).

 Практика: Дидактические игры и задания "Горизонталь", "Вертикаль", «Диагональ» (1ч).

3.  ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ(2 часа).

Теория: Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король(1ч).

 Практика: Дидактические игры и задания:

«Волшебный мешочек»,"Угадай-ка","Секретная фигура"(1ч).

4. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ  (4 часа).

Теория: Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения (1ч).

Практика: Входная аттестация(1ч). Дидактические игры и задания(2ч).

5. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР  (8 часов).

Теория: Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты(3ч).

Практика: Дидактические игры и задания. Игра «Кто сильнее?» (5ч).

6. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ(8 часов).

Теория: Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля (2ч).

Практика: Тренировочные партии. Разбор партий (6ч).

7. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА (6 часов).

Теория: Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата (2ч).

Практика: Тренировочные партии(3ч). Промежуточная аттестация(1ч)

8. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ (30 часов).

Теория:Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.)(10ч).

Практика: Тренировочные партии. Разбор партий. Соревнование (20ч).

9.ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПАРТИИ(8 часов).

Практика: Тренировочные партии. Соревнования(7 ч). Итоговая аттестация (1 ч).

10.ИТОГОВОЕЗАНЯТИЕ(2ч).

Практика: Тренировочные партии. Квест-игра. (2 ч).

Цели программы

Цель программы – создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Результат программы

В ходе реализации данной программы обучающиеся будут знать:

·     обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

·     ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

По окончании программы  обучающиеся будут уметь:

·     записывать шахматную партию;

·     матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

·     проводить элементарные комбинации.

Особые условия проведения

Программа ориентирована на возраст обучающихся от 7 до 10 лет. На обучение принимаются все желающие. Набор осуществляется в одну группу. Количество обучающихся в группе – 15 человек.

Материально-техническая база

1. Оборудование учебного кабинета:  стол для педагога – 1 шт., столы для обучающихся – 8шт.,  стулья для обучающихся и педагога – 16 шт.,  шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов- 2 шт.

2. Технические средства обучения: компьютер – 1 шт., принтер – 1 шт., мультимедийный  проектор - 1 шт., маркерная доска – 1 шт.,  экран -1 шт., съемные носители для информации, средства телекоммуникации (выход в интернет).

3.  Шахматные доски с набором шахматных фигур, демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур.

Стоимость

Бюджетное финансирование