ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ, 2021-2022

В ФГОС основного общего образования курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определён как курс, направленный на формирование представлений о морали и духовности традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности.

Особенность курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным правилам и нормам. Изучение курса направлено на развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.

В процессе освоения курса обучающиеся смогут почувствовать сопричастность с историей своей страны и уважение к истории, культуре, религии других стран  народов, научатся проявлять толерантность.

Имеет социально-гуманитарную направленность (профиль). Представляет собой ознакомительный уровень, знания, полученные на данном курсе, будут дополняться в процессе изучения школьных гуманитарных учебных предметах.

Программа является разноуровневой, позволяет учитывать разный уровень развития и разную степень освоения содержания детьми в рамках одной образовательной программы, кроме того, позволяет оценить и расширить кругозор детей.

В процессе освоения обучающиеся начнут проявлять навыки проектной деятельности, творческие способности, умение организовывать собственную работу.

Программа предназначена для учащихся одного возраста (5-е классы). Учитывает индивидуально-психологические особенности и состояние детей. Программа осваивается коллективно (в составе группы).

Форма обучения: очные занятия, допускается дистанционная форма получения образования.

Объём и срок освоения программы. На изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-х классах отводится 1 час в неделю. Всего 34 учебные недели. Итого: 34 часа (урока) в год. Время занятия: 40 минут.

Цели и задачи программы.

Цель курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – изучение духовно-нравственной культуры многонационального народа России, её нравственных и моральных норм.

Задачи изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

·          Развивать представления о значении нравственных норм;

·          Изучить базовые принципы духовной культуры российского народа;

·          Обобщить знания о духовной культуре и морали;

·          Развивать способности к общению;

·          Формировать этическое самосознание;

·          Способствовать укреплению духовного единства многонационального народа России;

·          Воспитывать толерантность, взаимоуважение к традициям, культуре и нормам нравственного поведения народов России.

преподаватели

Поливанова Кристина Андреевна, учитель истории

Содержание программы

Введение. Что такое нравственность?

Раздел 1. Быт народов России (8 ч.) Многонациональный народ России. Быт русского народа. Быт татарского народа. Быт украинского и белорусского народов. Быт башкирского народа. Быт народов Кавказа и Закавказья. Быт казахского народа. Быт малых народов.

Раздел 2. Нравственность, религия и культура (8 ч.) Роль религии в формировании нравственности. История появление христианства в России. Монастыри – как духовные центры России. Особенности христианского календаря. История появления ислама в России. Особенности мусульманского календаря. Возникновения буддизма в России.

Восточный календарь и его значение.

Раздел 3. Культура России как выражение общих духовных ценностей её народов (14 ч.) Культура России как совокупность культур её народов. Герои национального эпоса разных народов России. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). Мораль в фольклоре народов России. Семейные ценности в фольклоре народов России. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Одушевление природы нашими предками. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. Семья – первый трудовой коллектив. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Толерантность.

Урок демонстрации творческих работ (3).

Цели программы

Цель программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – изучение духовно-нравственной культуры многонационального народа России, её нравственных и моральных норм.

Результат программы

Планируемые результаты.

Личностные результаты.

1. Способствовать формированию российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России).

2. Осознание основ этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.

3. Формирование осознания и уважительного доброжелательного отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

4. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Регулятивные УУД

1.   Приобретение навыков самостоятельного планирования целей и задач обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности:

2.   Приобретать первичные навыки планирования целей совместно с учителем, находить способы их достижения. Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса.

3.   Учиться осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять совместно с учителем способы действий в рамках предложенных условий и требований.

4.   Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

1.   Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

2.   Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

3.   Смысловое чтение ( находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст.

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем при помощи учителя. Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы, осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска, соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1.   Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

2.   Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

3.   Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач, использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

Предметные результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по итогам 5 класса.

1. Определять понятия: духовность, нравственность, культура, религия, этнос, быт, фольклор, эпос, традиции и применять их в своих суждениях, высказываниях, в беседе, в исследовательских и иных работах;

2. Использовать различные виды литературы (научную, художественную), карт (политические, географические, исторические, этнические, лингвистические) как источники информации о расселении и проживании народов России, местах важнейших событий её прошлого и настоящего;

3. Проводить поиск информации, используя письменные и вещественные свидетельства;

4. Давать характеристику нравственным качествами духовным ценностям русского народа и других народов России;

5. Сопоставлять нравственные понятия народов России, выявляя в них общее и различия;

6. Видеть проявления влияния искусства в окружающей среде.

Особые условия проведения

Участники программы обучающиеся 5-х классов. 

Материально-техническая база

Медиапроектор, доска, карта «Распространения мировых религий», карта «Религии России».