ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА, 4-А, 4-Г, 2021-2022

Программа  построена таким образом, что у детей расширяется и уточняется представление о жизни, активируется словарь и речь в целом. Все это обеспечивает общее развитие детей, воспитывает чувство доброты, патриотизма. Детей надо с ранних лет вводить в удивительный и многоцветный мир слов, развивать языковое чувство. Программа  позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. 

преподаватели

Голощапова Марина Андреевна, Меновщикова Наталья Викторовна

Содержание программы

Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)

Тема  2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

Тема  3.       Звуки не буквы! (1ч.)

Тема  4.       Звучащая строка. (1ч.)

Тема  5.       Банты и шарфы. (1ч.)

Тема  6.       «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

Тема  7.       Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)

Тема  8.     Имена вещей. (1ч.)

Тема 9.   О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

Тема 10.    В царстве смыслов много дорог. (1ч.)

Тема 11.    Как и почему появляются новые слова? (1ч.)

Тема 12.    Многозначность слова. (1ч.)

Тема 13.    «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)

Тема 14.    Об одном и том же- разными словами. (1ч.)

Тема 15.    Как возникают названия. (1ч.)

Тема 16.    Слова – антиподы. (1ч.)

Тема 17.    Фразеологические обороты. (1ч.)

Тема 18.    Словари «чужих» слов. (1ч.)

Тема 19.    Капитан и капуста. (1ч.)

Тема20.     «Он весь свободы торжество». (1ч.)

Тема21.     Мы говорим его стихами. (1ч.)

Тема22.  Слова, придуманные писателями. (1ч.)

Тема 23. Слова  уходящие и слова – новички. (1ч.)

Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)

Тема 25.  Смуглая Чернавка. (1ч.)

Тема 26.   Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова. (1ч.)

Тема27.   Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)

Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)

Тема 29.    Словарь- грамотей. (1ч.)

Тема 30.    Научная этимология. (1ч.)

Тема 31.    Какие бывают имена? (1ч.)

Тема32.     Древнерусские имена. (1ч.)

Тема33.     Отчество и фамилия. (1ч.)

Тема 34.   Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)

Цели программы

Расширение, углубление и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Результат программы

Личностные результаты обучения.

           В результате изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся на ступени начального общего образования научатся: осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметные результаты обучения.

         В процессе изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся  научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач ; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения ; научатся выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач ( диалог , устные монологические высказывания , письменные тесты )с учетом особенностей разных видов речи. Ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве  с целью успешного участия в диалоге ; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции ; умение задавать вопросы.

Предметные результаты обучения.

       У четвероклассников будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.

Особые условия проведения

Ученики 4 А, 4 Г школы № 28 города Благовещенска

Материально-техническая база

Требования к помещению для учебных занятий: в соответствии с Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса.

Требования к мебели: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса.

Требования к оборудованию учебного процесса:

·        наличие лингвистических словарей;

·        наличие  карточек с играми и заданиями;

·        наличие текстов для работы на занятиях;

·        подборка видеофрагментов;

·        подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;

·        компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

·        набор ЦОР по русскому языку.