ЮНЫЙ АСТРОНОМ, 1Е класс, 2021-2022

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО РФ от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования), основной образовательной программой начального общего образования Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Актуальность курса состоит в том, что в последнее время в астрономии было сделано множество важных открытий, существенно расширивших наши представления о Вселенной, программа курса предусматривает использование на занятиях современных сведений по астрономии.

Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, ее актуальность основывается и на интересе, потребностях учащихся.

преподаватели

Федякина Дарья Дмитриевна

Содержание программы

В курсе «Юный астроном» предусмотрено изучение 6 тем:

1.Что такое астрономия. Предметом изучения астрономии являются небесные тела, их природа, происхождение и развитие. Наблюдение – основной источник информации о небесных телах, процессах и явлениях, происходящих во Вселенной.

2. Человек и космос. Как древние люди представляли себе Вселенную. Какие важнейшие открытия в астрономии были сделаны в 20 веке. Первый полет человека в космос. Как человек изучает космос сегодня. Основные направления международного сотрудничества в космосе. Цели полетов на Луну, Марс и другие планеты. Будущее изучение космоса.

Практические занятия: моделирование космических кораблей.

3. Солнечная система. Общее представление о строении Солнечной системы. Звезды самосветящиеся небесные тела. Солнце - самая близкая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Первоначальные представления о форме и размере Солнца. Расстояние до Солнца. Температура Солнца. Движение Солнца. Строение Солнца. Что такое солнечные пятна. Планеты Солнечной системы. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Планеты, похожие на Землю. Планеты, непохожие на Землю. Какие из планет Солнечной системы можно увидеть только в телескоп. Сколько спутников у планет, и какие из них самые интересные. Луна – спутник Земли. Основные сведения о Луне (расстояние до Луны, размеры и масса по сравнению с Землей, температура). Движение Луны. Солнечные и Лунные затмения. Земное притяжение. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года.

Практические занятия: Построение модели Солнечной системы. Определение положения Солнца в течение дня с помощью гномона Наблюдение и зарисовка фаз Лун.

4. Малые тела Солнечной системы. Астероиды - крошечные планеты. Могут ли астероиды представлять опасность для землян. Что такое «падающие звезды». Понятие о метеоритах.

«Хвостатые светила»- кометы. Понятие об орбитах и природе комет. Могут ли кометы быть опасны для землян.

5. Вселенная. Всегда ли Вселенная была такой, в какой мы живем сейчас. Что думали древние о том, как произошла Вселенная. Как огромна, прекрасна и удивительна Вселенная на самом деле. Одиноки ли мы во Вселенной. Что такое Млечный Путь. Как открыли нашу галактику. Как выглядит наша Галактика. Туманность Андромеды - галактика, похожая на нашу. Какими еще бывают галактики.

Звезды - далекие Солнца. Можно ли долететь до какой-нибудь звезды? Основные созвездия. Большая Медведица и Малая Медведица. Звездные карты. Какие созвездия называются зодиакальными.

Практические занятия: Знакомство с картой звездного неба. Нахождение Полярной звезды и определение сторон горизонта

6. Экскурсии Заочные экскурсии в планетарий, музеи космонавтики. Заочная экскурсия «Крупнейшие обсерватории мира»

Цели программы

Формировать у учащихся условия для устойчивого интереса к астрономии, «вооружить» детей знаниями о строении окружающего мира, всей Вселенной для объяснения явлений окружающего мира

Результат программы

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

·        Формирование уважительного отношения к иному мнению;

·        Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·        Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

·        Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

·        Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

·        Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

·        Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

·        Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Познавательные УУД:

·        Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

·        Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников.

·        Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

·        Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

·        Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

·        Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

·        Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

·        Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

·        Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

·        Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

·        Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений.

·         описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

·         выделять существенные признаки предметов;

·         сравнивать между собой предметы, явления;

·         обобщать, делать несложные выводы;

·         классифицировать явления, предметы;

·         определять последовательность событий;

·         судить о противоположных явлениях;

·         давать определения тем или иным понятиям;

·         выявлять функциональные отношения между понятиями.

Особые условия проведения

Глобус Земли физический. Плакат «Смена времен года». Модель планетной системы. Плакат «Смена дня и ночи». Карта Луны. Модель для демонстрации солнечных и лунных затмений.

Материально-техническая база

Учебный кабинет, классная доска, шкаф для хранения дополнительных дидактических материалов (счетные палочки, разрезные геометрические фигуры), компьютер, принтер, экран, медиапроектор.