«ЗЕЛЕНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

На уроках окружающего мира в начальной школе, биологии в 5-6 классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» достаточно велико, однако учебного времени не хватает для проведения лабораторных работ и других занятий с практической направленностью, поэтому реализация программы «Зеленая лаборатория» будет дополнительной возможностью более качественно организовать процесс усвоения необходимых практических умений учащимися в процессе обучения.

Материал курса подобран с учетом возраста и интересов учащихся и выстраивается на основе деятельностного  подхода. В процессе работы, не стесненной определенными рамками уроков, имеются большие возможности для использования  наблюдения и эксперимента - основных методов биологической науки. С помощью различных опытов учащиеся отвечают на вопросы, приобретают не только умение работать с лабораторным оборудованием, но и умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы, приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях окружающей действительности.

преподаватели

Гончарук Галина Васильевна

Содержание программы

Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 10-13 лет. Наполняемость учебной группы: 20 человек.

Условия набора детей в коллектив: набор проводится по желанию ребенка и с согласия родителей, без ограничений по уровню подготовки, в том числе дети с ОВЗ и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. При приёме в группу учитывается интерес и мотивация к данному направлению деятельности.

Структура программы разработана с учетом возрастной психологии детей и их интересов. В этом возрасте происходит формирование у обучающихся научного типа мышления, который ориентирует их на закономерности взаимодействия с окружающим миром, возможность применения результатов обучения в решении практических задач, они активно включаются в исследовательскую деятельность. Еще одна особенность- овладение коммуникативными средствами и способами сотрудничества, реализуемого в отношениях учащихся с учителем и сверстниками. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.

Цели программы

Цель: формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.

Результат программы

При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:

-        знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

-        сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;

-         формирование личностных представлений о ценности природы;

-       формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-       развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

 

 

 

Метапредметными результатами освоения данной программы являются:

-       умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-       овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-       умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы

-        осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном;

-       оценивать результаты работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

-       способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

-       умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения программы являются:

-       умение характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, растений), их практическую значимость;

-       выделение особенностей строения  клеток, тканей, органов и процессов жизнедеятельности растений;

-       объяснение роли растений в жизни человека;

-       освоение приемов выращивания и размножения растений, ухода за ними;

-       сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

-       овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Особые условия проведения

не требуются

Материально-техническая база

Материально- техническое обеспечение

Для осуществления образовательного процесса по программе «Зеленая лаборатория» необходимы:

-кабинет биологии, соответствующий санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности;

-мебель – столы, стулья, демонстрационный стол, шкаф для хранения оборудования;

-биологическая микролаборатория;

-световые и цифровые микроскопы;

-лабораторное оборудование (колбы, пробирки, бумажные фильтры, спиртовые горелки, штативы и др.);

- гербарии, коллекции;

-инвентарь для посадки и ухода за растениями;

- компьютер, мультимедийный проектор.

Информационное обеспечение

-в печатном виде (рабочие листы);

- в электронном виде (электронные тренажеры);

- в виде моделей и живых объектов;

- фото и видеоматериалы.

Интернет-ресурсы:

1.     http://school-collection.edu.ru/)-«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»;

2.      www.bio.1september.ru – газета «Биология»;

3.     www.bio.nature.ru – научные новости биологии;

4.     www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»;

5.      http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.