Программа «Радуга талантов»

Программа дополнительного образования « Радуга талантов» опирается на ФГОС НОО, базируется на деятельностном подходе к обучению, выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных задач.

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в совершенствовании художественного воспитания и эстетического вкуса подрастающего поколения. Занятия изобразительной деятельностью способствует соединению знания технологических приёмов с художественной фантазией, присущей детскому восприятию. Формирование личности, основанное на потребности создавать, творить, образует новый опыт ребенка. Программа предполагает творческое и эмоциональное общение детей друг с другом и с педагогом, благодаря чему складывается коллектив, связанный узами творчества.

 

 

Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.

Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Основными видами художественной деятельности учащихся являются:

- художественное восприятие,

- информационное ознакомление,- изобразительная деятельность,

- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений……

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через   искусство приобщить детей к творчеству.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

 

преподаватели

Руководитель кружка – учитель начальных классов, Валова Татьяна Альбертовна.

Общий трудовой стаж 41год.

Высшая квалификационная категория  (26.12.2019)

Содержание программы

Программа рассчитана на работу с детьми 9−10 лет, продолжительность занятий составляет 45 минут. 
Реализация программы рассчитана на один год.

Количество часов составляет - 35 часов. В неделю 1 часа.

Учебно – тематический план:

1. Основы художественной грамоты.

1.1 Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.

1.2 Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости.

1.3 Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка.

1.4 Рисующий свет. Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага.

1.5 Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций.

1.6 Теплые цвета. Стихия - огонь. Акварель. рисование по методу ассоциаций.

1.7 Зарисовки растений с натуры. « Осенние листья». Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша.

Линия, штрих, тон, точка.

1.8 Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета, акварель. 

1.9 Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши.

1.10 «Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.

1.11 Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела.

1.12 «Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.

1.13 «Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. 

1.14 Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения.

1.15 Экскурсии.

2. Графика

2.1 Вводное занятие, введение в тему. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо.

2.2 «Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.

2.3 «Весенние листья» - композиция и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо. Экскурсия.

2.4 Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая, собственная. 

2.5 «Город» - цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.

2.6 «Терема». Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала.

2.7 Поздравление. Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного.

2.8 Открытка – поздравление. Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.

2.9 Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов. 

 

 

Цели программы

Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами

Задачи:

воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;

техническая – осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции);

Результат программы

Должны знать:

Ø особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

Ø разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;

Ø творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана. 

Ø основы графики;

Ø правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.

 

Должны уметь:

Ø пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

Ø пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);

Ø различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

Ø рисовать кистью элементы растительного орнамента;

Ø выполнять орнамент в круге, овал, ленту;

Ø проявлять творчество в  создании работ.

Материально-техническая база

Материально – техническое обеспечение:

- учебный кабинет, укомплектованный техническими средствами.

Перечень оборудования, инструментов, материалов:

- наглядный и раздаточный материал,

- компьютерные программы,

- наличие материалов по изобразительной деятельности (краски акварельные, краски гуашевые, бумага А3, А4. фломастеры, кисти, ёмкости для воды, восковые мелки)