Занимательный русский язык

Свободное владение русским языком — обязательное усло¬вие успешности русского человека в жизни. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям со-временного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку. В ходе занятий используется материал, способствующий повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать знания и направлять поиск учащихся к достижению результата. Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку правил русского языка и служит помощником при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

преподаватели

Храпатая Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории.

Содержание программы

Дорога к письменности.
Создатели русского алфавита. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.
Изменения в русском языке. Что осталось от юсов и ютов.
Словари – «копилки» слов. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари.
Из чего строятся слова? Морфемы – строительный материал слов.
“Не лезьте за словом в карман!” Гнезда родственных слов.
Иноязычные и русские корни.
Перевод и калькирование.
Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными согласными.
Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания
Закон восходящей звучности.
Суффикс -а - командует гласными. Корни с чередованием.
Как командуют гласные звуки. Всё об ударении.
Приказы согласных звуков.
Значение слова. Зависимость от контекста.
Как трудятся приставки? Приставки с противоположным значением.
 Что может обозначать приставка пре-?
Что может обозначать приставка при- ?
Гласные в приставках пре- и при-.
Для чего нам суффиксы нужны?
Лингвистический микроскоп.
Происхождение имён и прозвищ. Антропонимика. Ономастика. Древние русские имена.
Путешествие по России. Диалектные слова.
Происхождение отчеств. Прозвища.
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
Как определить значение фразеологизма.
Омонимы, синонимы, антонимы. Игры с синонимами.
Контекстуальные антонимы.
Имя существительное. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода.
Имя прилагательное. История имён прилагательных. Разряды прилагательных по значению.
Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке.
Точка - самый ранний знак препинания. Функции запятой. Упорядочение знаков препинания. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий.
Перевертыши. Необычные предложения.
Анаграммы, или превращение мухи в слона.

 

Цели программы

Целью программы является расширение лингвистического кругозора учащихся.

Результат программы

Курс связан с основным курсом русского языка 5 класса, расширяет и углубляет его. Данный курс даёт возможность для совершенствования предметных результатов, универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, ИКТ-компетентности).

Материально-техническая база

1. А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.:  Просвещение, 2001.

2.Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998.

3.Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.

4.Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.