"Умные пальчики"

 

Краткосрочная дистанционная дополнительная общеобразовательная программа «Умные пальчики», разработана для предоставления образовательных услуг обучающимся школьного возраста. Программа имеет художественную направленность.

            Программа «Умные пальчики» разработана в соответствии с нормативными документами, в которых закреплены содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования:

-        Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»

-        Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

-        Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726

-        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

-        «Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ среднего, профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением ЭО и ДОТ» от 20.03.2020 г.

          Программа краткосрочного курса «Умные пальчики» включает в себя изучение следующих видов искусства: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Они изучаются в контексте взаимодействия между собой, а также, с другими   видами искусства.

              "Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" – утверждал В.А.Сухомлинский.

           Пластилин – это прекрасный и доступный материал и работа с ним – это прекрасное развивающее занятие для любого ребенка. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

          Актуальность программы связана с развитием мелкой моторики дошкольника и ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений.

          Отличительной особенностью программы является её практическая направленность. Используя полученные знания, ученики уже на первом году обучения создают свои конструкции, не пользуясь шаблонами и схемами. Дети с удовольствием создают объёмные фигурки животных, людей, сказочных героев, машинки, фрукты, мебель. Детей увлекает идея создания целых композиций из отдельных фигурок: «Зоопарк», «Чаепитие», «Морские животные». Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.

          Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

          Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

         Новизна программы проявляется в том, что занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Программа реализуется в дистанционной форме (без участия педагога)

преподаватели

нет

Содержание программы

Содержание

Тема1: Лепка улитки из жгута.

Теория: Знакомство с формой жгута в лепке из пластилина. Как ее преобразовать из основной формы шарика.

Практика: Лепка улитки из жгута.

Тема 2: Колобок на основе шарика

Теория: Знакомство с основной формой шариком.

Практика: Лепка колобка на основе шарика.

Тема 3. Гусеничка на основе шарика.

Теория: Объяснение и преобразование шариков между собой.

Практика: Лепка гусенички на основе шарика.

Тема 4. Поросенок на основе шарика.

Теория: Работа по инструкции с по этапному разбору: цвет, форма.

Практика: Лепка поросенка на основе шарика.

Тема 5. Мышка на основе капли.

Теория: Знакомство с формой капелька. Практика: Лепка мышки на основе капли.

 Тема 6. Ежик на основе капли.

Теория: Беседа, опрос. Преобразование из шарика в капельку.

Практика: Лепка из пластилина ежика на основе капли.

Тема 7. Стрекоза на основе шара и жгута.

Теория:         Рассматривание      картинок       с          изображением        стрекозы,по этапный разбор выполнения стрекозы.

Практика: Лепка стрекозы на основе шара и жгута.

Тема 8. Цыпленок на основе шарика.

Теория: Объяснение и      выполнение по этапам цыпленка из основы формы-шарика.

Практика: Лепка цыпленка из пластилина на основе шарика.

Тема9. Игрушечный заяц на основе шарика.

Теория: Объяснение и показ форм из которой выполнен игрушечный заяц.

Практика: Лепка   из пластилина игрушечного      зайца   из основной формы шарика.

Тема 10. Пингвин на основе капли.

Теория:         Объяснение            и          показ  скатывание   в          основную     формуи преобразование из основной формы в капельку.

Практика: Лепка из пластилина пингвина на основе капельки.

Новогодняя мастерская:

Тема 11. Снеговик на основе шарика

Теория: Объяснение и соединение деталей из основной формы.

Практика: Лепка снеговика на основе шарика.

Тема 12. Медведь на основе капли и овала

Теория: Объяснение и соединение деталей между собой по инструкции.

Практика: Лепка медведя на основе капли и овала.

Притирание на картоне по контуру

Тема 13. «Снеговик»

Теория: Беседа о этапах выполнения снеговика на картоне по контору.

Практика: Притираем по контору снеговика.

Тема14. «Елочная игрушка»

Теория: Рассматривание картинок с изображением елочных игрушек.

Объяснение форм, цвет и преобразование из одной формы в другую.

Практика: Лепка елочных игрушек.

Тема 15. «Елочная ветка с игрушками».

Теория:         Рассматривание      живой            ветки  с          игрушками: форма            цвет, размер, этапы выполнения.

Практика: Выполнение елочной ветки с игрушками на плоскости.

Тема16. «Новогодняя ночная сказка».

Теория: Рассматривание картинок с изображением новогодней ночной сказки,    объяснение и выполнение в технике плоскостная объемная работа.

Практика: Выполняется на плоскости из пластилина

Цели программы

Цель данной программы – формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности как лепка.

Результат программы

По итогам первого года дети должны знать:

-        Основные виды и приемы лепки;

-        Правила смешивания цветов пластилина;

Должны уметь:

          Выполнять объемные работы и работы на плоскости, отщипывать пластилин, отрезать стекой; расплющивать, разглаживать, вытягивать, скручивать, скреплять детали между собой, растирать, размазывать пластилин на картоне.

Лепить шарики, жгутики, уметь трансформировать их в бруски, диски, капли, смешивать цвета пластилина, владеть

По итогам второго года обучения дети

должны знать и уметь:

•        Понятия «композиция», «передний план», «задний план»;

•        Лепить фигурки животных, птиц, насекомых, растения;

•        Создавать объемные и плоскостные композиции.

Особые условия проведения

наличие компьютера

Материально-техническая база

расходные материалы, компьютер и интернет-соединение