Школа географа-исследователя

Программа внеурочной деятельности «Школа географа – исследователя» общеинтеллектуального направления посвящена формированию географического образа своей Родины, формирует у учащихся комплексное мышление и целостное восприятия территории, понимания проблем взаимодействия человека и природы.

преподаватели

Арнаутова Елена Александровна

Содержание программы

Введение. Зачем мы изучаем географию России.

Почувствуй себя географом-исследователем. Игра «Горящая путёвка».

Самостоятельная работа, заполнение таблиц: « Влияние различных событий и явлений на изменение разных видов географических положений», «Следствия размера территорий и географического  положения страны», «Достоинства и недостатки ЭГП», «Геополитические интересы России».

Почувствуйте себя краеведами. Самостоятельная работа «Оценка географического положения территории вашего проживания области, города».

Россия – морская держава. Разработка виртуального круиза по морям  России Работа с контурной картой. Нанести  объектов береговой линии  морей и их частей, омывающих Россию.

Игра « Имена на карте России». Составление  и определение маршрутов крупных русских экспедиций в Сибирь и на Дальний Восток. Почувствуйте  себя театралами. Театрализованные рассказы: « Поход Ермака», « Поход Ивана Москвитина», « Открытия Пояркова и Хабарова», Поход Дежнева и Попова.

Осваиваем метод моделирования. Создаем на к/к модель, отражающую географические объекты, которые носят имена русских путешественников.

Почувствуйте себя журналистами. Самостоятельная работа.  Написать сочинение – эссе по темам 1) Всегда ли граница имеет только ограничительные функции? Если нет, то,  какие ещё? 2) Огромная территория Сибири была колонизирована Россией за 58 лет. Почему продвижение на юг и на  запад проходило медленнее?  3) О каких этапах истории России говорят названия крайних северной и восточной точек нашей страны.

Уникальная   природа  России. 9ч.  Почувствуйте себя   геоморфологами. Игра « Географическая почта»

Почувствуйте себя краеведами. Самостоятельная работа «Сравнение рельефа  Предволжье  и Заволжье  с точки зрения его влияния на жизнь и хозяйственную деятельность людей».

Почувствуй себя климатологом. Самостоятельная работа «Выявление   особенностей и  главных черт климата  России»

«Климатические рекорды России» Самостоятельная работа. Составляем маршруты путешествия по климатическим поясам и областям России, доказывающий разнообразие климатов страны.

Деловое турне по речной системе Европейской России. Подготовка  презентации.

Составить рассказ на тему «Реки – географический каркас территории».

«Что в имени твоем, Байкал». Исследовательская работа по вопросам:- истории, геологии, климатологии,  гидрологи, зоологии, экологии Байкала.

Беседа- диспут «Надо ли  улучшать качество почв». Подготовка  презентации  «Почвы - национальное достояние страны».

Почувствуйте себя биологами. Составить кроссворд растительный и животный мир нашей страны и Ульяновской области.

Почувствуйте себя  учеными. Составить визитную  карточку и маршрут экспедиции по литературным источникам  в арктическую пустыню, тундру, тайгу, степь, лесостепь, пустыню.

«Многоэтажность природы гор».  Подготовка презентации  «Растения и животные горных районов России».

Почувствуй себя географом-исследователем. Самостоятельная работа. Изучение ООПТ своей местности,  расположение, статус и назначение.                           

Почувствуйте себя картографами. Составить картосхему  «Природа Русской равнины. к/к модель, отражающую природные памятники Русской равнины.

Кавказ - молодые и высокие горы России. Почувствуйте себя картографами. Составить картосхему  Кавказских гор.

Почувствуйте себя туроператорами. Составить схему маршрутов путешествий по Северному Кавказу а) для отдыха и лечения. б) горнолыжного спорта, в) знакомство с памятниками природы. Презентация  о памятниках природы Северного Кавказа.

Почувствуйте себя картографами. Составить картосхему основных объектов рельефа и внутренних вод Урала.

Почувствуйте  себя экскурсоводами. Разработка виртуальной экскурсии по р Чусовая, Ильменский заповедник, Кунгурская пещера

Почувствуйте себя картографами. Составить  картосхему Природа Западной Сибири»

Почувствуйте себя журналистами. Написать  статью в журнал. «Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири». 

Осваиваем метод моделирования. работа на контурной карте. Отразить географические объекты территории Восточной Сибири,  имена  исследователей Восточной Сибири. Осваиваем методы проектирования.

«Оценка рекреационных  ресурсов России – Восточной Сибири. Защита проекта. «Разработка и рекламирование туристических маршрутов  по территории Восточной Сибири.

Осваиваем метод моделирования. Работа на контурной карте. Отразить географические объекты территории  Дальнего Востока, имена  землепроходцев и исследователей этого края.

Осваиваем методы проектирования. Камчатка – заповедный край Земли, страна вулканов и гейзеров». Защита проекта «Географическое исследование Камчатки».                          

Объекты Всемирного природного и культурного наследия на территории России.

Защита проекта  «Семь чудес света России».

Цели программы

Целью курса является

• формирование целостного представления об особенностях природы России;

• воспитание любви к своему краю, своей стране;

• формирование личности, ответственно относящейся к природе своей страны.

Результат программы

Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

• осознание российской гражданской идентичности и своей этнической принадлежности;

• ответственное отношение к учению;

• готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

• приобретение опыта участия в социально значимом труде;

• развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

• осознание ценности здорового образа жизни;

• понимание основ экологической культуры.

Метапредметными.

Регулятивные УУД:

• ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);

• планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);

• работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

• работать в соответствии с предложенным планом; • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

• владеть основами самоконтроля и самооценки;

• осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

• участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;

 • оценивать работу одноклассников;

• в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;

• проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению;

 • критично относиться к своему мнению.

Познавательные УУД:

• выделять главное, существенные признаки понятий;

• устанавливать причинно-следственные связи;

 • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

 • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

 • классифицировать информацию по заданным признакам;

• решать проблемные задачи; • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

• работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

• создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

 Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

 • объяснять значение ключевых понятий курса;

• работать с основными источниками географической информации;

 • определять географическое положение России и ее регионов;

 • определять время в различных пунктах страны;

 • называть и показывать основные географические объекты;

• называть и объяснять географические закономерности и главные факторы различных при- родных процессов;

 • работать с контурной картой;

• составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса по плану; • приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;

 • давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;

• приводить примеры влияния компонентов природы на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

• приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов;

 • объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

• определять экологические проблемы природных регионов;

• называть меры по охране природы.

Материально-техническая база

Литература:

1.Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. – М.: Просвещение. 2010 г.

2. Баринова И.И. Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой География. России. Природа М.  Дрофа 2016г.

3.Бородина С.В. География. 8 класс. Рабочая программа к УМК И.И. Бариновой. ФГОС

4.Василенко Л.М. Научно- исследовательская работа в школе по географии. География в школе.- 2008 №5 с 57-58.

5. Иванова В.Н. География.7-11 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты. Волгоград Учитель, 2009.

6. Ким Э.В., Марченко Н.А, Низовцев В.А. Рабочая тетрадь к учебнику А.И. Алексеева, В.А. Низовцева, Э. В. Ким География России. Природа и население. М.  Дрофа 2015г.

7. Пятунин В.Б.,  Таможня Е.А.   Рабочая тетрадь к учебнику. В.Б. Пятунин, Е.А. Таможня  География. России. Природа. Население.8 класс М.«Вентана- Граф» 2015 г.

Электронные образовательные ресурсы:

Физическая карта России: интерактивное учебное пособие.- М.: Дрофа, 2006

Географическое положение России интерактивное наглядное пособие. - М.: Дрофа, 2007

Тектоника и минеральные ресурсы: интерактивное учебное пособие.- М.: Дрофа, 2006

Геологическая карта России: интерактивное учебное пособие.- М.: Дрофа, 2006

Водные ресурсы России: интерактивное наглядное пособие. - М.: Дрофа,2006

Климатическая карта России: интерактивное наглядное пособие. - М.: Дрофа, 2006

Природные зоны и биологические ресурсы России: интерактивное наглядное пособие.- М.: Дрофа, 2006.

Растительность России: интерактивное учебное пособие.- М.: Дрофа, 2006

Почвенная карта России: интерактивное учебное пособие.- М.: Дрофа, 2006

Западная Сибирь. Физическая карта: интерактивное наглядное пособие.- М.: Дрофа, 2006г

Урал. Физическая карта: интерактивное наглядное пособие.- М.: Дрофа, 2006г

Восточная Сибирь. Физическая карта: интерактивное наглядное пособие.- М.: Дрофа, 2006г

Дальний восток. Физическая карта: интерактивное наглядное пособие.- М.: Дрофа, 2006г

Россия.- энциклопедия .М.: « Большая российская энциклопедия», 2006.

Электронное приложение В.П.Дронов «География, Россия: природа, население, хозяйство». 8 класс.

Электронное картографическое пособие «География. Мир» 5-11.

Уроки географии Кирилла и Мефодия, 8 класс: Виртуальная школа.  «Интеллект-Центра» г. Москва, издательства «Эксмо» г. Москва, «Арк-Систем» г. Москва

Интернет – ресурсы:

Мегаэнциклопедия  Кирилла и Мефодия (megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ. http://megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ

Интерактивные карты России http://www.edu.ru/maps/cmn/tematic_maps.shtml?#2 

УРОКИ ГЕОГРАФИИ. 8 КЛАСС.  http://edu.km.ru/projects/vschool/uroki_2005

География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации http://www.georus.by.ru

 География России. Природа и население. 8 класс. http://www.rnmc.ru/matimage.php?sect=181&link=/products/cdrom/educational/193.php

 Природа России.  /www.nd.ru/prod.asp?razd=descr8719=russia_nature. 

 Энциклопедия Байкала.  www.nd.ru/prod.asp?razd=descr&prod_id=%7B4369AC02-2FEF-46C8-A033-F2057E17ADC9%7D.

 География России.  /www.directmedia.ru/d_catalogue/about.phtml?id

Дополнительное оборудование:

• географические атласы, настенные и интерактивные географические карты, энциклопедии, справочники, интернет-сайты

• демонстрационные печатные пособия (комплект портретов географов и путешественников, настенные наглядные пособия);

• ТСО и экранно-звуковые пособия к ним;

• оборудование для организации практических работ;

• демонстрационные модели и приборы;

• библиотека географической литературы (справочники, научно-популярные издания, художественные произведения).