Тайны русского языка

Курс «Тайны русского языка» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.

Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.

преподаватели

Гусева Надежда Сергеевна

Содержание программы

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где  допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования  орфографической зоркости.

 

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

 

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

 

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

 

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

 

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

Цели программы

Расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, лингвистический кругозор учащихся через систему развивающих занятий.

Результат программы

Личностные результаты

Ø  Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; 

Ø  любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; 

Ø  интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; 

Ø  интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; 

Ø  интерес к изучению языка; 

Ø  осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово. 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Ø  самостоятельно формулировать тему и цели урока; 

Ø  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; 

Ø  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 

Ø  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 

      Познавательные УУД:

Ø  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

(составлять план, таблицу, схему); 

Ø  пользоваться словарями, справочниками; 

Ø  осуществлять анализ и синтез; 

Ø  устанавливать причинно-следственные связи; 

Ø  строить рассуждения;  Коммуникативные УУД:

Ø  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. 

Ø  высказывать и обосновывать свою точку зрения; 

Ø  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 

Ø  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  Ø задавать вопросы. 

Предметные результаты

Ø  умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;

Ø  умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;

Ø  умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;

Ø  умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;

Ø  умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

Материально-техническая база

1.       Список литератууры:

•       Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

•       Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

•       Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

•       Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

•       Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996 

•       Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

•       Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

•       Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

•       Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

 

2.       Цифровые ресурсы:

•       Ресурсы Интернет.

3.       Техническое оборудование:

•       компьютер;

•       принтер;

•       сканер;

•       мультмедиапроектор.