Оригами – искусство бумажной пластики, родившееся в Японии несколько веков назад и являвшееся любимым развлечением многих поколений японцев, пришло в Европу только в начале прошлого века и сразу же обрело невероятную популярность благодаря практически неограниченному числу комбинаторных возможностей, кроющихся в обычном листе бумаги.
В настоящее время древнее искусство оригами на практике оказалось очень полезным и в решении многих инженерных задач, т.к. современная теория изобретательства утверждает, что идеальный конструктор должен состоять из одной детали, которая разворачивается в бесконечное множество форм. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир. Уже сейчас на основании техники оригами в США, Японии и Великобритании разрабатываются корпуса автомобилей, космических аппаратов, телескопов, изготавливаются хирургические инструменты, микродвигатели фотокамер сотовых телефонов, тара для напитков и консервированных продуктов. И это, как считают члены Японской ассоциации прикладной математики, только начало. Начало эры промышленного оригами.
Актуальность программы заключается в том, что оригами является одним из уникальных способов обучения детей политехническим знаниям. Превращение листа бумаги в игрушку дети воспринимают как увлекательную игру, не замечая, что в процессе складывания решают очень серьезные математические задачи. Они без труда находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают различные виды треугольников и многогранников, читают схемы, с легкостью ориентируются на листе бумаги, развивают моторику пальцев рук, логику, воображение, учатся творить и любить все живое.
преподаватели
Ямковая Алена Александровна, учитель начальных классов
Содержание программы
Вводное занятие.
Теория. Информационное сообщение «Оригами как идеальный конструктор» Просмотр мультфильма «Оригами» и презентации «Мастера оригами». Инструкция к мастер-классу.
Практика. Просмотр мастер класса по складыванию моделей семейки котиков в технике оригами, выполнение задания.
Базовая форма «треугольник».
Теория. Инструкция к разделу. Просмотр мультфильма и обучающих видео-материалов. Знакомство с условными обозначениями, обозначающими приемы и операции.
Практика. Складывание по схемам моделей голов животных (кошки, лисы, собаки, зайца) на основе базовой формы «треугольник». Выполнение задания. Участие в заочном конкурсе на лучшую модель ( композицию). Прохождение теста «Азбука оригами».
Базовая форма «воздушный змей».
Теория. Инструкция к разделу. Просмотр обучающих видеоматериалов.
Практика. Складывание по схемам моделей на основе базовой формы «воздушный змей», выполнение задания.
Базовая форма «рыба».
Теория. Инструкция к разделу. Просмотр обучающих видеоматериалов.
Практика. Складывание по схемам моделей на основе базовой формы «рыба», выполнение задания.
Базовая форма «двойной треугольник».
Теория. Инструкция к разделу. Просмотр обучающих видеоматериалов.
Практика. Складывание по схемам моделей на основе базовой формы «двойной треугольник», выполнение задания.
Базовые формы «двойной квадрат», «птица»
Теория. Инструкция к разделу. Просмотр обучающих видеоматериалов.
Практика. Складывание по схемам моделей на основе базовых форм «двойной квадрат» и «птица», выполнение задания.
Базовые формы «лягушка»
Теория. Инструкция к разделу. Просмотр обучающих видеоматериалов.
Практика. Складывание по схемам моделей на основе базовой формы «лягушка», выполнение задания.
Итоговое занятие. Контрольная работа по складыванию моделей в технике оригами на основе изученных базовых форм. Рефлексивная игра «мишень». Участие в конкурсе на лучшую модель.
Цели программы
Цель: развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста в процессе овладения приемами техники оригами.
Результат программы
Предметные:
должны знать:
-технику безопасности при работе с инструментами и приспособлениями;
-правила организации рабочего места;
-условные знаки и приемы складывания,
-последовательность операций при складывании базовых форм «треугольник»,
«воздушный змей», «кристалл», «двойной треугольник», «двойной квадрат», «птица»
- символы, обозначающие основные приемы и операции;
должны уметь:
-правильно организовывать рабочее место;
-работать инструментами и приспособлениями с соблюдением правил техники безопасности;
-осуществлять чтение схем при помощи изученных символов;
-самостоятельно складывать изученные базовые формы и модели на их основе в соответствии со схемами;
-составлять из выполненных моделей композиции.
Метапредметные: использование в работе сформированных в процессе обучения навыков пространственного и логического мышления, демонстрация в выполненных заданиях творческого воображения и фантазии.
Личностные: умение общаться в дистанционном режиме с педагогом и учащимися; умение пользоваться информацией, грамотно ее транслировать; мотивация на дальнейшие занятия художественным творчеством.
Материально-техническая база
Материально-техническое обеспечение и условия реализации программы
1. Компьютер (ноутбук).
2. Аудио-колонки с наушниками.
3. Сканер, фотоаппарат (или телефон с функцией фотосъемки).
4. Подключение к сети Интернет.
5. Виртуальная обучающая среда Moodle.
6 Материалы, инструменты и приспособления: белая и цветная бумага,
ножницы, клеящий карандаш, карандаши, краски, кисточки.