Дорогою добра

Познакомить ребенка с принципами и причинами волонтерства необходимо, ведь это воспитание доброты, сопереживания, ответственности перед людьми и окружающим миром. Дополнительная общеразвивающая программа «Школа волонтёра» строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия, предполагает включение подростков в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.

преподаватели

Лютикова Вера Владимировна, педагог дополнительного образования, высшее профессиональное образование ГОУ ВПО  "Алтайская государственная педагогическая академия",  квалификация учитель истории по специальности "История". Стаж работы 11 лет. 2016 год  профессиональная переподготовка по программе "Воспитание детей дошкольного возраста".

Расписание

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа, пятница 16.00-17.45;

Содержание программы

1.Водное занятие. Инструктажи. Нормативно-правовая база волонтерской деятельности.(2часа) Теоретическая часть(1): Знакомство с членами объединения. Цели, задачи объединения. Техника безопасности на занятиях. Проект Федерального закона о добровольчестве (волонтерстве). Правовые аспекты деятельности волонтера. Определение прав и обязанностей добровольцев. Федеральные проекты и программы по волонтерству. Практическая часть(1): Тренинг на знакомство «Снежный ком». «Творческий марафон». Составление кодекса волонтера.

2.История возникновения волонтерского движения: опыт России и зарубежных стран.(2 часа) Теоретическая часть(1): История становления: скаутское движение Баденн-Паула, тимуровское движение. Амурский региональный штаб волонтеров. Основные мировые волонтерские организации.

Практическая часть(1): Практикум «История волонтерства. Участие в волонтерском движении – путь к успеху!» (истории успешных людей, участвовавших в волонтерском движении). Деловая игра «Нужны ли волонтеры в 21 веке?».

3. Введение в психологию.(2 часа) Теоретическая часть(1): Понятие группы. Стадии формирования и сплочения. Ролевая структура группы. Способы влияния и управления группой. Толпа и коллектив, различия и особенности взаимодействия. Особенности делового общения, технология конструктивной критики.

Практическая часть (1): Диагностика, игры и упражнения на сплочение группы, создание благоприятного эмоционального фона в коллектив. Ролевые игры, разыгрывание ситуации, тренинги «Критикуем правильно».

4. Досуговое волонтерство.(6 часов) Теоретическая часть(1): Понятие игры. Типы игр. Музыкальные, игры с залом, интеллектуальные, в автобусе, игры-розыгрыши, подвижные, на внимание, игры кричалки, игры с движениями. Трансформация игр. Правила проведения игр. Методика конструирования КТД, технология проведения КТД. Игры на знакомство. Особенности игр с залом. Типы игр с большой аудиторией. Задачи игр на сплочение коллектива. Практическая часть(5): Отработка игровых навыков по видам игр. Игры на знакомство: «Ассоциации», «Дружба», «Слева, справа, раз, два, три», «Имя в центре», «Назовись», «Досчитай до тридцати», «Имя и фрукт, «Дрозд», «Я знаю 5 имён», «Рукопожатие», «Великолепная Валерия». Технология проведения игр. Способы разделения участников на команды. Игры «Бинго», «Мы идём в поход», «Молекула-хаос», «Я умею, могу научить, хочу научиться», «Клубочек», «Любимое занятие». Выявление интересов команды. Игры с залом: «Два гнома», «Охотники», «Колпак», «Шар», «Эхо», «Дождик», «Джон Браун Бой», «Мы на ярмарку ходили». Разработка игр с аудиторией. Игры с болельщиками команд. Игры «Покупки бабушки», «Колокольный звон», «Ёжики». Игры с участниками команд. Игры », «Кавалерия», «Гол, мимо, штанга», «Апчхи». Составление игр и игровых программ. проведение мини – КТД: «Давайте познакомимся», «Ромашка», «Творческий марафон». Создание копилки самостоятельно разработанных КТД. Диагностика творческих способностей.

5. Формирование волонтерской команды.(6часов) Теоретическая часть(1): Технология формирования волонтерского объединения. Работа в команде. Основные методы привлечения новых участников к волонтерской группе: информирование через СМИ и Интернет, презентации в учебных заведениях: раздача листовок, выставки, выступления действующих волонтеров.

Практическая часть(5): Кто такой лидер? Методика самооценки «Лидер ли я?». Организаторская техника. О стилях работы лидера. Личность и коллектив.

Коммуникативный тренинг «Сплочение». «Тренинговые упражнения «Слепой и поводырь», «Я в тебе уверен», «Дом», «Автобус». Анкетирование «Я - Лидер», определение уровня самооценки. Тренинговые упражнения, направленные на развитие лидерских качеств.

6. Поверь в себя.( 6 часов) Теоретическая часть(1): Формирование своих жизненных целей, повышение уровня мотивации достижения удачи. Создание условий для личностного роста. Моя уникальность. Мои корни.

Практическая часть(5): Ресурсный психотренинг «Здравствуй, Я – мой любимый», Мои приоритеты. Тренинги, игры, направленные на повышение уровня мотивации, достижения удачи. Тренинг формирования уверенного поведения

7. Социальное проектирование.(7часов) Теоретическая часть(2): Волонтерские программы и проекты. Технология проектирования. Выявление актуальных проблем в молодежной среде и обществе. Разработка эффективных путей решения социальных проблем. Ресурсное обеспечение социальных проектов. Мониторинг и оценка волонтерской деятельности. Практическая часть(5): Семинар-тренинг «Основы создания успешной электронной презентации социального проекта». Мастер-класс по основным требованиям и рекомендациям поведения на сцене, работа с основным мультимедийным и звуковым оборудованием.

8. Очумелые ручки.(10 часов) Теоретическая часть(2): Основы цветоведения и композиции. Как подготовить планшет к работе. Техники: тонирование, набрызг. Работа с шаблоном, правила оформления информационного уголка, оформительские технологии, виды шрифтов. Понятие «атрибутика», принципы, приемы и особенности изготовления. Практическая часть(8): Изготовление открыток сувениров к различным календарным праздникам. Оформление стенда, информационного уголка, портфолио объединения.

9. Основные виды и направления волонтерской деятельности.(4 часа) Теоретическая часть (3):Индивидуальная волонтерская деятельность. Волонтерская деятельность в составе объединения и группы. Волонтерская деятельность, осуществляемая через волонтерские организации. Направления волонтерской деятельности: социальная работа, экологическое, экономическое, спортивное, досуговое волонтерство. Волонтерство в сфере культуры. Практическая часть(1) :Практические задания по реализации тренингов (проведение профилактического тренинга для группы учащихся младшего возраста). Практикум по правилам фото- и видеосъемки. Работа в мини-группах «Организация мероприятия в выбранном формате». Подготовка фото-видеоотчета о проведенном мероприятии.

10. Школа наставничества.(8часов).

Теоретическая часть(4) : Введение понятия «наставник». Каким должен быть наставник. Кратко из истории наставничества. Система, программа, требования работы. Алгоритм успеха наставника. Умения и навыки наставника. Техника безопасности в работе наставника. Типы уголков. Способы оформления уголка. Тематика уголков. Возможные рубрики для уголка. Виды творческих поручений. Способы выполнения поставленных задач перед коллективом. Распределение обязанностей среди членов коллектива. Формы и методы работы с детьми разного возраста. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Практическая часть(4): Работа творческой мастерской «Наш уголок». Наглядное оформление уголка ЧТП. Разработка педагогических ситуация «Взрослый – ребенок».

11. Современные формы работы наставника.(6 часов).

Теоретическая часть(3) Способы организации работы, временные рамки творческих площадок. Использование приемов привлечения внимания к работе творческой площадки. Разновидности, тематика участники, время проведения мастер – класса. Составление плана проведения мастер – класса. Современные виды командных игр, пейнтбол, квест, особенности организации и проведения. История возникновения. Танцевальный интерактив, разновидности. История возникновения, задачи проведения. Подбор музыки, танцевальных движений.

Практическая часть(3): Подготовка раздаточных материалов. Творческая площадка «Наши таланты». Подбор материалов, проведение мастер – классов. Разработка сценария командной игры. Разучивание танцевального  интерактива.

12.Волонтеры победы.(9 часов).

Теоретическая часть(2):Знакомство с движением, особенности направления, специфика общения с пожилыми людьми, история ВОВ.

Практическая часть(7): Помощь «Волонтерам Победы», помощь ветеранам и детям войны, участие в патриотических акциях: «Георгиевская лента», «Спасибо деду за Победу» и других. Помощь в проведении муниципальных мероприятий. Подготовка классных часов. Просмотр видеороликов «Перерыв на войну». Обсуждение. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

1.4 Планируемые результаты реализации программы и способы их проверки.

Показателем результативности реализации данной программы следует считать достижение воспитательных результатов продвинутого уровня программы: приобретение учащимися социальных знаний о природе волонтерства, наставнической  деятельности, понимания социальной реальности. Формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества (толерантность, доброта, милосердие, социальное право, человеческое достоинство, свобода выбора, нравственность, ответственность, гражданский долг) и к социальной реальности в целом. Социально-образовательный проект, предполагающий включение учащихся в реальный социальный контекст, его анализ и педагогически обеспеченный переход к осуществлению самостоятельного общественного действия.

Цели программы

Создание условий для формирования социально-активной личности через овладение основами волонтерской деятельности.

Результат программы

Планируемые предметные результаты:

Будут знать:

- основные понятия волонтерства;

- основные формы и виды волонтерской деятельности;

- историю возникновения волонтерского движения и современные практики волонтерской деятельности;

- историю возникновения и современные практики наставнической деятельности;

-  особенности организации детей, подростков и молодежи при проведении мероприятий;

-  этапы разработки социального проекта;

Будут уметь:

- исполнять заданную социальную роль в различных формах организации деятельности волонтера.

- исполнять заданную социальную роль в различных формах организации вожатской деятельности;

- разрабатывать социальные проекты;

- работать по алгоритму для достижения поставленной цели;

- осуществлять информационную деятельность при реализации этапов проекта;

Овладеют:

- навыками социального проектирования как эффективным способом осуществления волонтерской деятельности;

- современными практическими приемами, умениями, навыками и формами работы наставника;

- технологией подведения итогов;

Планируемые метапредметные результаты:

В результате реализации программы будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия:

- мотивация к участию в волонтерской деятельности;

 -позитивное отношение к базовым ценностям волонтерской деятельности;

- жизненное самоопределение личности.

Познавательные универсальные учебные действия:

- поиск и выделение необходимой информации, ее структурирование, критическая оценка и интерпретация;

- определение способов, действий для решения выявленной проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

- владение монологической и диалогической формами коммуникаций, используя, в том числе, инструменты ИКТ;

- умение формулировать собственное мнение;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе, несовпадающих с его собственной;

- умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной совместной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- формирование постановки цели и ее достижение, развитие самоконтроля, оценивания

(включая адекватное восприятие предложений и оценки другими людьми), коррекция.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Для эффективной деятельности по реализации программы необходимы: аппаратура - ноутбук, магнитофон, проектор, фотоаппарат, флеш-накопитель, микрофоны.

Стоимость

в рамках бюджетного финансирования