- Главная
- Направления
- Естественнонаучная
- Прочее
- Программа «Маленький исследователь»
Программа «Маленький исследователь»
Краткая аннотация. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для обучающихся младших школьников, поскольку в этом возрасте происходит развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности.
Новизна и отличительные особенности. Реализация программного материала способствует ознакомлению обучающихся с организацией коллективного и индивидуального исследования, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Программа является разноуровневой и интегрированной с различными учебными предметами (окружающий мир, технология, ИЗО, история, литературное чтение, математика).
Актуальность программы. Дидактический смысл проектной деятельности помогает обучающимся связать обучение с жизнью. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации и планирования жизнедеятельности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции учёных, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Так же существенную роль играет овладение детьми навыков работы с научной литературой: поиск и подбор необходимых литературных источников, их анализ, сопоставление с результатами, полученными самостоятельно. У обучающихся формируется логическое мышление, память, навыки публичного выступления перед аудиторией, ораторское мастерство.
преподаватели
Руководитель кружка – учитель начальных классов, Сучкова Светлана Анатольевна.
Общий трудовой стаж – 38 лет, стаж педагогической работы 38 лет.
Первая квалификационная категория.
Содержание программы
Под руководством педагога учащиеся изучают явления и понятия научного исследования
Учащиеся знакомятся с:
- Формулировкой проблемы и актуальности исследования по заданной теме
- Организацией исследовательской работы.
- Определением проблемы исследования, выявление его актуальности.
- Формулировкой темы, определением объекта и предмета исследования.
- Выдвижением гипотезы исследования.
- Определением теоретических основ исследования, его научно – практической значимости.
- Культурой оформления исследовательской работы.
- Природой родного края. Водной системой и экологическими проблемами
- Основными этапами исследовательской работы
- С выбором темы
- С правилами изучения литературы по теме
- С этапами выделения основной информации из источников
Диагностическая оценка уровня: опрос, наблюдение, открытые и итоговые занятия.
Базовый уровень: совместно с педагогом учащиеся знакомятся с
- Составлением алгоритма исследовательской работы
- Составлением корпуса черновых материалов
- Оформлением чистового варианта работы
Диагностическая оценка уровня: конкурс- выставка работ
Продвинутый уровень: учащиеся способны самостоятельно составить алгоритм исследовательской работы и выполнить аннотацию.
Цели программы
Цель: создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представление об исследовательской деятельности;
- обучать знаниям для проведения самостоятельных исследований;
- формировать навыки сотрудничества.
Развивающие:
- развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности;
- развивать познавательную инициативу обучающихся, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, интерес к окружающему миру;
- воспитать творческую личность;
- воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.
Формы обучения:
- групповая, организация парной работы;
- фронтальная, обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
- индивидуальная, обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Результат программы
Основным результатом деятельности обучающихся при завершении курса обучения является защита творческих работ обучающихся.
Личностные результаты:
- формирование положительного отношения к исследовательской деятельности;
- формирование интереса к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентирование понимания причин успеха в исследовательской деятельности.
- формирование эстетических потребностей и чувств, художественно - творческого мышления, наблюдательности, фантазии;
- формирование ответственности, самокритичности, самоконтроля;
- умение рационально строить самостоятельную деятельность;
- умение грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
- умение доводить работу до логического завершения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких результатов.
- уметь выделять ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с педагогом;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Предметные результаты:
- уметь осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- уметь высказываться в устной и письменной формах;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Материально-техническая база
Материально-техническое оснащение процесса обучения:
1. Компьютер – 1 шт.
2. Принтер – 1 шт.
3. Сканер – 1 шт.
4. Интерактивная доска – 1 шт.
5. Проектор – 1 шт.
Программное обеспечение:
1. Операционная система Windows (XP, 7, 8,10);
2. Microsoft Office 2007, 2010 (MS Word, MS Power Point);