Программа «Маленький исследователь»

    Краткая аннотация. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для обучающихся младших школьников, поскольку в этом возрасте происходит развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности.

    Новизна и отличительные особенности. Реализация программного материала способствует ознакомлению обучающихся с организацией коллективного и индивидуального исследования, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Программа является разноуровневой и интегрированной с различными учебными предметами (окружающий мир, технология, ИЗО, история, литературное чтение, математика).

    Актуальность программы. Дидактический смысл проектной деятельности помогает обучающимся связать обучение с жизнью. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации и планирования жизнедеятельности.

    Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции учёных, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Так же существенную роль играет овладение детьми навыков работы с научной литературой: поиск и подбор необходимых литературных источников, их анализ, сопоставление с результатами, полученными самостоятельно. У обучающихся формируется логическое мышление, память, навыки публичного выступления перед аудиторией, ораторское мастерство.

 

преподаватели

Руководитель кружка – учитель начальных классов, Сучкова Светлана Анатольевна.

Общий трудовой стаж – 38 лет, стаж педагогической работы 38 лет.

Первая квалификационная категория.

Содержание программы

Под руководством педагога учащиеся изучают явления и понятия научного исследования

            Учащиеся знакомятся с:

                        - Формулировкой проблемы и актуальности исследования по заданной теме

                        - Организацией исследовательской работы.

                        - Определением проблемы исследования, выявление его актуальности.

                        - Формулировкой темы, определением объекта и предмета исследования.

                        - Выдвижением гипотезы исследования.

                        - Определением теоретических основ исследования, его научно – практической значимости.

                        - Культурой оформления исследовательской работы.

                        - Природой родного края.  Водной системой и экологическими проблемами

                        - Основными этапами исследовательской работы

                        - С выбором темы

                        - С правилами изучения литературы по теме

                        - С этапами выделения основной информации из источников

          Диагностическая оценка уровня: опрос, наблюдение, открытые и итоговые занятия.

          Базовый уровень: совместно с педагогом учащиеся знакомятся с

                        - Составлением алгоритма исследовательской работы

                        - Составлением корпуса черновых материалов

                        - Оформлением чистового варианта работы

          Диагностическая оценка уровня: конкурс- выставка работ

          Продвинутый уровень: учащиеся способны самостоятельно составить алгоритм исследовательской работы и выполнить аннотацию.

Цели программы

Цель: создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской деятельности.

            Задачи:

            Обучающие:

                        - формировать представление об исследовательской деятельности;

                        - обучать знаниям для проведения самостоятельных исследований;

                        - формировать навыки сотрудничества.

            Развивающие:

                        - развивать умения и навыки исследовательского поиска;

                        - развивать познавательные потребности и способности;

                        - развивать познавательную инициативу обучающихся, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними.

            Воспитательные:

                        - воспитывать аккуратность, интерес к окружающему миру;

                        - воспитать творческую личность;

                        - воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.

            Формы обучения:

                        - групповая, организация парной работы;

                        - фронтальная, обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;

                        - индивидуальная, обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Результат программы

Основным результатом деятельности обучающихся при завершении курса обучения является защита творческих работ обучающихся.

Личностные результаты:

- формирование положительного отношения к исследовательской деятельности;

- формирование интереса к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентирование понимания причин успеха в исследовательской деятельности.

- формирование эстетических потребностей и чувств, художественно - творческого мышления, наблюдательности, фантазии;

- формирование ответственности, самокритичности, самоконтроля;

- умение рационально строить самостоятельную деятельность;

- умение грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;

- умение доводить работу до логического завершения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более      высоких результатов.

- уметь выделять ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с педагогом;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Предметные результаты:

- уметь осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с использованием   дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- уметь высказываться в устной и письменной формах;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез;

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Материально-техническая база

     Материально-техническое оснащение процесса обучения:

1.    Компьютер – 1 шт.

2.    Принтер – 1 шт.

3.    Сканер – 1 шт.

4.    Интерактивная доска – 1 шт.

5.    Проектор – 1 шт.

    Программное обеспечение:

1.    Операционная система Windows (XP, 7, 8,10);

2.    Microsoft Office 2007, 2010 (MS Word, MS Power Point);