Программа «Занимательная математика» представляет систему интеллектуально- развивающих занятий для учащихся 1-4 классов, разработана на основе авторской программы О.А.Холодовой «Занимательная математика».1-4 класс. Курс «Заниматика».М., РОСТкнига, 2018 г Программа является модифицированной по содержанию с учетом особенностей образовательного учреждения, уровня подготовки детей, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.
преподаватели
Мешкова Жанна Сергеевна
Содержание программы
Арифметический блок
· Признаки предметов (цвет, форма, размер и так далее).
· Отношения. Названия и последовательность чисел от 1 до 1000.
· Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
· Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числа-великаны (миллион и другие).
· Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
· Решение и составление ребусов, содержащих числа.
· Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и другие. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов.
· Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
· Поиск и чтение слов, связанных с математикой.
· Занимательные задания с римскими цифрами.
· Меры. Единицы длины. Единицы массы. Единицы времени. Единицы объёма.
Универсальные учебные действия
· Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
· Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
· Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
· Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
· Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
· Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
· Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Блок логических и занимательных задач
· Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность
«шагов» (алгоритм) решения задачи.
· Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
· Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Комбинаторные задачи.
· Нестандартные задачи: на переливание, на разрезание, на взвешивание, на размен, на размещение, на просеивание.
· Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций,
описанных в задачах.
· Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
· Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
· Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: КОКА + КОЛА = ВОДА и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
· Задачи международного математического конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи.
· Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия
· Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
· Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково- символические средства для моделирования ситуации.
· Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи.
· Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
· Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
· Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
· Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
· Конструировать несложные задачи.
Цели программы
Цель : развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.
Результат программы
Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данного курса являются:
· развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
· развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
· чувства справедливости, ответственности;
· развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
· формирование этических норм поведения при сотрудничестве;
· развитие умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
Метапредметные результаты изучения данного курса. Учащиеся научатся:
· сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
· моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;
· использовать его в ходе самостоятельной работы – применять изученные
способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
· анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
· включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
· аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
· сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
· контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
· анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
· искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
· воспроизводить способ решения задачи;
· сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
· анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
· конструировать несложные задачи;
· ориентироваться в понятиях “влево”, “вправо”, “вверх”, “вниз”;
· ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
· проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
· выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
· анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
· составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
· выявлять закономерности в расположении деталей;
· составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
· объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
· анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
· моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др. и из бумажных развёрток);
осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Материально-техническая база
Используемая литература Для учителя
1. Асмолов А. Г. (и др); под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
3. Демидова М.Ю. ( и др.); Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
4. Криволапова Н. А.. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки работников образования, 2011 г.
5. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТкнига, 2018 г.
6. Холодова О. А. Занимательная математика. 1-4 класс. Методическое пособие. ФГОС. Курс
«Заниматика».М., РОСТкнига, 2018 г
Для учащихся:
1. Холодова О. А. Занимательная математика. 1-4 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. ФГОС. М., РОСТкнига, 2018 г.
2. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Рабочая
тетрадь. 1-4 класс. Часть 1, 2. М.: РОСТкнига, 2018.
3. Сборник загадок / Сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.
4. Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. - М.: Олма-Пресс, 1998.
Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки