"Занимательная математика"

Программа «Занимательная математика» представляет систему интеллектуально- развивающих занятий для учащихся 1-4 классов, разработана на основе авторской программы О.А.Холодовой «Занимательная математика».1-4 класс. Курс «Заниматика».М., РОСТкнига, 2018 г Программа является модифицированной по содержанию с учетом особенностей образовательного учреждения, уровня подготовки детей, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

преподаватели

Мешкова Жанна Сергеевна

Содержание программы

Арифметический блок

·      Признаки предметов (цвет, форма, размер и так далее).

·      Отношения. Названия и последовательность чисел от 1 до 1000.

·      Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

·      Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числа-великаны (миллион и другие).

·      Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

·      Решение и составление ребусов, содержащих числа.

·      Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и другие. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов.

·      Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

·      Поиск и чтение слов, связанных с математикой.

·      Занимательные задания с римскими цифрами.

·      Меры. Единицы длины. Единицы массы. Единицы времени. Единицы объёма.

Универсальные учебные действия

·      Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

·      Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

·      Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

·      Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

·      Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

·      Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

·      Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Блок логических и занимательных задач

·      Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность

«шагов» (алгоритм) решения задачи.

·      Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

·      Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Комбинаторные задачи.

·      Нестандартные задачи: на переливание, на разрезание, на взвешивание, на размен, на размещение, на просеивание.

·      Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций,

описанных в задачах.

·      Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

·      Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

·      Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: КОКА + КОЛА = ВОДА и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

·      Задачи международного математического конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи.

·      Выбор наиболее эффективных способов решения.

 

Универсальные учебные действия

·      Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

·      Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково- символические средства для моделирования ситуации.

·      Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи.

·      Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

·      Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

·      Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.

·      Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

·      Конструировать несложные задачи.

 

 

Цели программы

Цель : развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.

Результат программы

Планируемые результаты освоения программы

 

Личностными результатами изучения данного курса являются:

 

·      развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

·      развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

·      чувства справедливости, ответственности;

·      развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

·      формирование этических норм поведения при сотрудничестве;

·      развитие умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Метапредметные результаты изучения данного курса. Учащиеся научатся:

 

·      сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

·      моделировать   в   процессе    совместного    обсуждения   алгоритм    решения числового кроссворда;

·      использовать его в ходе самостоятельной работы –  применять изученные

способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

·      анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

·      включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

·      аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

·      сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

·      контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

·      анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

·      искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

·        воспроизводить способ решения задачи;

·      сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

·      анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

·      конструировать несложные задачи;

·      ориентироваться в понятиях “влево”, “вправо”, “вверх”, “вниз”;

·      ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

 

·      проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

·      выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

·      анализировать    расположение    деталей    (танов,    треугольников,   уголков, спичек) в исходной конструкции;

·      составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

·      выявлять закономерности в расположении деталей;

·      составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

·      объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

·      анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

·      моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др. и из бумажных развёрток);

осуществлять           развёрнутые действия        контроля       и          самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Материально-техническая база

Используемая литература Для учителя

1.                  Асмолов А. Г. (и др); под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.

2.                 Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

3.                 Демидова М.Ю. ( и др.); Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.

4.                 Криволапова Н. А.. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки работников образования, 2011 г.

5.                 Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТкнига, 2018 г.

6.                       Холодова О. А. Занимательная математика. 1-4 класс. Методическое пособие. ФГОС. Курс

«Заниматика».М., РОСТкнига, 2018 г

 

 

 

Для учащихся:

 

1.     Холодова О. А. Занимательная математика. 1-4 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. ФГОС. М., РОСТкнига, 2018 г.

2.     О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Рабочая

тетрадь. 1-4 класс. Часть 1, 2. М.: РОСТкнига, 2018.

3.     Сборник загадок / Сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.

4.     Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. - М.: Олма-Пресс, 1998.

Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки