Программа «Смысловое чтение»

Актуальность  данной программы связана с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.

Новизна программы заключается  в том, что содержание программы модифицировано в контексте требований нового Федерального государственного стандарта, т.е. акценты смещены с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности. Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Для успешной социализации обучающихся добавлены инновационные педагогические технологии: исследовательский метод, метод проектов и проблемный метод. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

преподаватели

Руководитель программы - учитель начальных классов, Кузьменко Любовь Алексеевна.

Стаж  педагогической  работы  38 лет. Высшая квалификационная категория (23.11.2018г)

Содержание программы

Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Смысловое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана, авторской методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Смысловое чтение», Беденко М. В. 1-й /Москва «ВАКО» 2018 г и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.

Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся 1 ого класса и методическими рекомендациями для учителя. Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию.

Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.

В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности (отмечены *) и предлагающие достоверную фактическую информацию. Конец каждого занятия отмечен знаком «колокольчик». Также немало отведено времени для модификации и генерации текстов. Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в устной и письменной форме. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение письмо) - это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.

Цели программы

 Цель: формирование читательской компетентности первоклассника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

 

Основные задачи:

·        освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);

·        овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);

·        воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);

·        формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Результат программы

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

·                осознавать значимость чтения для личного развития;

·                формировать потребность в систематическом чтении;

·                использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

·                уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

·                пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

·                уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

·                уметь самостоятельно работать с новым произведением;

·                уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

·                уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

·                прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

·                отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

·                ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

·                составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

·                пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

 

Коммуникативные учебные умения:

·                участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

·                оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

·                высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

·                участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

·                соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

·                находить книгу в открытом библиотечном фонде;

·                выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

·                сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

·                формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной

·                книге и героях;

·                характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на

·                заданную тему;

·                сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

·                слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

·                пользоваться аппаратом книги;

·                овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

·                систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Материально-техническая база

Материально – техническое обеспечение:

 Учебный кабинет, укомплектованный техническими средствами.