- Главная
- Направления
- Социально-гуманитарная
- Прочее
- Программа «Смысловое чтение»
Программа «Смысловое чтение»
Актуальность данной программы связана с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.
Новизна программы заключается в том, что содержание программы модифицировано в контексте требований нового Федерального государственного стандарта, т.е. акценты смещены с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности. Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Для успешной социализации обучающихся добавлены инновационные педагогические технологии: исследовательский метод, метод проектов и проблемный метод. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
преподаватели
Руководитель программы - учитель начальных классов, Кузьменко Любовь Алексеевна.
Стаж педагогической работы 38 лет. Высшая квалификационная категория (23.11.2018г)
Содержание программы
Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Смысловое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана, авторской методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Смысловое чтение», Беденко М. В. 1-й /Москва «ВАКО» 2018 г и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся 1 ого класса и методическими рекомендациями для учителя. Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию.
Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.
В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности (отмечены *) и предлагающие достоверную фактическую информацию. Конец каждого занятия отмечен знаком «колокольчик». Также немало отведено времени для модификации и генерации текстов. Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в устной и письменной форме. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение письмо) - это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.
Цели программы
Цель: формирование читательской компетентности первоклассника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Основные задачи:
· освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
· овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
· воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
· формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Результат программы
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
· осознавать значимость чтения для личного развития;
· формировать потребность в систематическом чтении;
· использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
· уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
· пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
· уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
· уметь самостоятельно работать с новым произведением;
· уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
· уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
· прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
· отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
· ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
· составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
· пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
· участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
· оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
· высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
· участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
· соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
· находить книгу в открытом библиотечном фонде;
· выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
· сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
· формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
· книге и героях;
· характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
· заданную тему;
· сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
· слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
· пользоваться аппаратом книги;
· овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
· систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Материально-техническая база
Материально – техническое обеспечение:
Учебный кабинет, укомплектованный техническими средствами.